Сегодня четверг, 24.10.2019: публикаций: 764
Интервью. Опубликовано 03.10.2019 13:44  Просмотров всего: 508; сегодня: 3.

Какие произведения Есенина должны изучаться в школе

Какие произведения Есенина должны изучаться в школе

Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанской губернии. Издательство «Русское слово» представляет ко Дню рождения поэта интервью с Натальей Игоревной Шубниковой-Гусевой, доктором филологических наук, главным научным сотрудником Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, руководителем рабочей группы «Изучение жизни и творчества С.А. Есенина».

— Наталья Игоревна, Вы ведущий специалист по творчеству Сергея Александровича Есенина, а когда и как Вы решили, что будете заниматься творчеством поэта?

— Есенин был моим любимым поэтом с детства. Будучи студенткой МГУ, я занималась его творчеством серьёзно, но темой дипломной работы выбрала поэзию Владимира Луговского: меня поразило своеобразие его белого стиха. Хотелось открытий, а о Есенине уже имелась большая литература. Есенин стал делом всей моей жизни, когда меня пригласили в ИМЛИ РАН, где планировалась подготовка полного собрания сочинений поэта. Это было более 30 лет назад…

— Что Вы считаете своей главной задачей в работе?

— Своей главной задачей я считаю изучение жизни и творчества Есенина, основанное на источниках и документах. Больше всего рассказать о поэте и раскрыть смысл его произведений могут его рукописи. Немало современников сравнивали Есенина с Моцартом, имея в виду не только гениальность и артистичность его натуры, но и лёгкость, с которой он творил. Далеко не каждый знал, каким великим тружеником был поэт. Можно утверждать, что лучшую, а главное, правдивую историю своей жизни и творчества Есенин запечатлел в оставленных им многочисленных автографах.

Почерк каждой рукописи, количество и содержание вариантов строк может раскрыть душевный настрой автора и его отношение к тому, что он пишет. Спокойный аккуратный почерк или усталые, нервные наброски, а также остановки и рисунки на полях любимой седьмой главы есенинского «Пугачёва» могут рассказать о многом, и их анализ имеет серьёзное научное значение. Некоторые строки имеют более 30 вариантов! Мне повезло, что я глубоко и внимательно изучала поэта по рукописям. Это был неизвестный Есенин.

Есенин только на первый взгляд прост. Содержание его произведений, в особенности больших поэм, их образы и мотивы не просто многозначны, полны различного рода намёков и ассоциаций. Они порождают множество противоположных значений и определяют глубокий подтекст, содержащий скрытый, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста и зависящий от общего контекста высказывания. Внутренний конфликтный диалог в поэмах Есенина проявляется и на уровне сюжета, в речи персонажей, и в многозначности отдельных слов и метафор. Есенина можно читать и открывать бесконечно.

Главным результатом своей работы я считаю участие в подготовке Полного собрания сочинений С.А. Есенина в 7 томах (9 книгах) (1995–2001), которое до сих пор является единственным завершённым академическим собранием русского поэта ХХ века, и научных изданий – спутников собрания, которые обеспечили необходимую научную базу для подготовки двух фундаментальных трудов: многотомной Летописи, а вслед за ней – «Есенинской энциклопедии». В результате работы Летопись жизни и творчества С.А. Есенина в 5 томах (7 книгах) (2003–2018) впервые представила документальную научную биографию поэта, наиболее полный свод фактов и событий его жизни и творчества, расположенных в хронологической последовательности и выверенных по всем доступным на сегодняшний день источникам. Этот труд подготовлен сотрудниками ИМЛИ РАН Н.И. Шубниковой-Гусевой (гл. редактор и сост.), С.И. Субботиным, М.В. Скороходовым, С.А. Серёгиной, Т.К. Савченко, Н.М. Солобай и др. в тесном сотрудничестве с зарубежными славистами М. Никё (Франция), Г. Маквей (Англия), Е. Шокальски (Польша) и др. В настоящее время перед нами стоит задача подготовки «Есенинской энциклопедии», которая объединит все накопленные знания о жизни и творчестве поэта и станет настольной книгой каждого интересующегося русской литературой.

— Наталья Игоревна, какие, на Ваш взгляд, произведения Есенина обязательно должны быть в школьной программе по литературе?

— Если говорить об обязательном минимуме, то это «Берёза», «Гой ты, Русь, моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Русь», «Песнь о собаке», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Разбуди меня завтра рано…», «Инония», «Я последний поэт деревни...», «Сорокоуст», «Пугачёв», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Москва кабацкая», «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Персидские мотивы» («Шаганэ, ты моя Шаганэ…»), «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Чёрный человек», «До свиданья, друг мой, до свиданья…».

— В чём секрет непреходящей любви читателей всего мира к поэзии Есенина?

— Конечно, Есенин привлёк читателей всего мира прежде всего своим неповторимым талантом. Один из первых переводчиков Есенина на французский язык, бельгийский писатель Франс Элленс, ещё в 1922 году назвал его образы свежими и всеобщими, как в греческих трагедиях, в «Илиаде». Сравнение «Пугачёва» с произведениями Данте и Шекспира, которое даёт Ф. Элленс, говорит о высочайшем художественном уровне, масштабности поэтического мира Есенина, который, по мнению переводчика, «воплощает исконные и вечные силы России, введённые в русло духом необычайной мощи». Одновременно Ф. Элленс обращает внимание на связи поэзии Есенина с европейской культурой, особенно французской и английской, которые заметно проявились в «Пугачёве».

Секрет непреходящей любви читателей к поэзии Есенина – в его сострадании человеческому и звериному горю, в милосердии, в нежности, искренности и близости к природе, в умении выразить то, что дорого каждому человеку во все времена, что до конца раскрыть невозможно. Когда-то, более 60 лет назад, Георгий Иванов, крупнейший поэт русского зарубежья, сказал, что притягательность и загадочность поэзии Есенина можно «разобрать и взвесить». «Но это вообще скучное занятие, особенно скучное, когда в ваших руках книжка Есенина. Химический состав весеннего воздуха можно тоже исследовать и определить, но… насколько естественней просто вдохнуть его полной грудью…»

Есенин и сейчас остаётся одним из самых загадочных поэтов отечественной литературы.

— Наталья Игоревна, как можно в нескольких словах определить, что такое Есенин для России?

— Есенин – наш великий национальный поэт, пожалуй, самый любимый в России. Поэт – историк русской жизни, философ, теоретик искусства, один из родоначальников новейшей русской литературы и реформатор русского литературного языка. Значение Есенина как национального русского поэта, по словам писателя Ю. Мамлеева, не уступает значению Пушкина, но вместе с тем оно до такой степени уникально, что, собственно, поставить Есенина в какой-либо ряд почти невозможно.


Какие произведения Есенина должны изучаться в школе

Какие произведения Есенина должны изучаться в школе

Какие произведения Есенина должны изучаться в школе


Ньюсмейкер: Издательство "Русское слово" — 44 публикации
Сайт: русское-слово.рф/articles/66692/
Поделиться:
Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, комментарий, заявку:
Имя:
Электронная почта:
Телефон:
Код с картинки: 

 
Ваше мнение
Бывали ли вы в круизе?
 Да, в речном
 Да, в морском
 К сожалению, нет возможности
 Нет, но собираюсь
 Нет, и не собираюсь
Предложите опрос