Сегодня понедельник, 06.04.2020: публикаций: 826
Интервью. Опубликовано 03.10.2019 13:44  Просмотров всего: 2095; сегодня: 3.

Какие произведения Есенина должны изучаться в школе

Какие произведения Есенина должны изучаться в школе

Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанской губернии. Издательство «Русское слово» представляет ко Дню рождения поэта интервью с Натальей Игоревной Шубниковой-Гусевой, доктором филологических наук, главным научным сотрудником Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, руководителем рабочей группы «Изучение жизни и творчества С.А. Есенина».

— Наталья Игоревна, Вы ведущий специалист по творчеству Сергея Александровича Есенина, а когда и как Вы решили, что будете заниматься творчеством поэта?

— Есенин был моим любимым поэтом с детства. Будучи студенткой МГУ, я занималась его творчеством серьёзно, но темой дипломной работы выбрала поэзию Владимира Луговского: меня поразило своеобразие его белого стиха. Хотелось открытий, а о Есенине уже имелась большая литература. Есенин стал делом всей моей жизни, когда меня пригласили в ИМЛИ РАН, где планировалась подготовка полного собрания сочинений поэта. Это было более 30 лет назад…

— Что Вы считаете своей главной задачей в работе?

— Своей главной задачей я считаю изучение жизни и творчества Есенина, основанное на источниках и документах. Больше всего рассказать о поэте и раскрыть смысл его произведений могут его рукописи. Немало современников сравнивали Есенина с Моцартом, имея в виду не только гениальность и артистичность его натуры, но и лёгкость, с которой он творил. Далеко не каждый знал, каким великим тружеником был поэт. Можно утверждать, что лучшую, а главное, правдивую историю своей жизни и творчества Есенин запечатлел в оставленных им многочисленных автографах.

Почерк каждой рукописи, количество и содержание вариантов строк может раскрыть душевный настрой автора и его отношение к тому, что он пишет. Спокойный аккуратный почерк или усталые, нервные наброски, а также остановки и рисунки на полях любимой седьмой главы есенинского «Пугачёва» могут рассказать о многом, и их анализ имеет серьёзное научное значение. Некоторые строки имеют более 30 вариантов! Мне повезло, что я глубоко и внимательно изучала поэта по рукописям. Это был неизвестный Есенин.

Есенин только на первый взгляд прост. Содержание его произведений, в особенности больших поэм, их образы и мотивы не просто многозначны, полны различного рода намёков и ассоциаций. Они порождают множество противоположных значений и определяют глубокий подтекст, содержащий скрытый, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста и зависящий от общего контекста высказывания. Внутренний конфликтный диалог в поэмах Есенина проявляется и на уровне сюжета, в речи персонажей, и в многозначности отдельных слов и метафор. Есенина можно читать и открывать бесконечно.

Главным результатом своей работы я считаю участие в подготовке Полного собрания сочинений С.А. Есенина в 7 томах (9 книгах) (1995–2001), которое до сих пор является единственным завершённым академическим собранием русского поэта ХХ века, и научных изданий – спутников собрания, которые обеспечили необходимую научную базу для подготовки двух фундаментальных трудов: многотомной Летописи, а вслед за ней – «Есенинской энциклопедии». В результате работы Летопись жизни и творчества С.А. Есенина в 5 томах (7 книгах) (2003–2018) впервые представила документальную научную биографию поэта, наиболее полный свод фактов и событий его жизни и творчества, расположенных в хронологической последовательности и выверенных по всем доступным на сегодняшний день источникам. Этот труд подготовлен сотрудниками ИМЛИ РАН Н.И. Шубниковой-Гусевой (гл. редактор и сост.), С.И. Субботиным, М.В. Скороходовым, С.А. Серёгиной, Т.К. Савченко, Н.М. Солобай и др. в тесном сотрудничестве с зарубежными славистами М. Никё (Франция), Г. Маквей (Англия), Е. Шокальски (Польша) и др. В настоящее время перед нами стоит задача подготовки «Есенинской энциклопедии», которая объединит все накопленные знания о жизни и творчестве поэта и станет настольной книгой каждого интересующегося русской литературой.

— Наталья Игоревна, какие, на Ваш взгляд, произведения Есенина обязательно должны быть в школьной программе по литературе?

— Если говорить об обязательном минимуме, то это «Берёза», «Гой ты, Русь, моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Русь», «Песнь о собаке», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Разбуди меня завтра рано…», «Инония», «Я последний поэт деревни...», «Сорокоуст», «Пугачёв», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Москва кабацкая», «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Персидские мотивы» («Шаганэ, ты моя Шаганэ…»), «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Чёрный человек», «До свиданья, друг мой, до свиданья…».

— В чём секрет непреходящей любви читателей всего мира к поэзии Есенина?

— Конечно, Есенин привлёк читателей всего мира прежде всего своим неповторимым талантом. Один из первых переводчиков Есенина на французский язык, бельгийский писатель Франс Элленс, ещё в 1922 году назвал его образы свежими и всеобщими, как в греческих трагедиях, в «Илиаде». Сравнение «Пугачёва» с произведениями Данте и Шекспира, которое даёт Ф. Элленс, говорит о высочайшем художественном уровне, масштабности поэтического мира Есенина, который, по мнению переводчика, «воплощает исконные и вечные силы России, введённые в русло духом необычайной мощи». Одновременно Ф. Элленс обращает внимание на связи поэзии Есенина с европейской культурой, особенно французской и английской, которые заметно проявились в «Пугачёве».

Секрет непреходящей любви читателей к поэзии Есенина – в его сострадании человеческому и звериному горю, в милосердии, в нежности, искренности и близости к природе, в умении выразить то, что дорого каждому человеку во все времена, что до конца раскрыть невозможно. Когда-то, более 60 лет назад, Георгий Иванов, крупнейший поэт русского зарубежья, сказал, что притягательность и загадочность поэзии Есенина можно «разобрать и взвесить». «Но это вообще скучное занятие, особенно скучное, когда в ваших руках книжка Есенина. Химический состав весеннего воздуха можно тоже исследовать и определить, но… насколько естественней просто вдохнуть его полной грудью…»

Есенин и сейчас остаётся одним из самых загадочных поэтов отечественной литературы.

— Наталья Игоревна, как можно в нескольких словах определить, что такое Есенин для России?

— Есенин – наш великий национальный поэт, пожалуй, самый любимый в России. Поэт – историк русской жизни, философ, теоретик искусства, один из родоначальников новейшей русской литературы и реформатор русского литературного языка. Значение Есенина как национального русского поэта, по словам писателя Ю. Мамлеева, не уступает значению Пушкина, но вместе с тем оно до такой степени уникально, что, собственно, поставить Есенина в какой-либо ряд почти невозможно.


Какие произведения Есенина должны изучаться в школе

Какие произведения Есенина должны изучаться в школе

Какие произведения Есенина должны изучаться в школе


Ньюсмейкер: Издательство "Русское слово" — 92 публикации. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Сайт: русское-слово.рф/articles/66692/
Поделиться:
Ваше мнение
Как пандемия коронавируса сейчас реально отражается на бизнесе или виде экономической деятельности которые вы ведете или которых касаетесь?
 Существенно негативно
 Скорее негативно
 Пока никак
 Скорее позитивно
 Существенно позитивно
Предложите опрос