Сегодня понедельник, 26.10.2020: публикаций: 895
Интервью, мнения. Опубликовано 27.04.2020 00:49  Просмотров всего: 1468; сегодня: 3.

Что поможет учителю на уроке литературы?

Что поможет учителю на уроке литературы?

Как позиция автора учебника выражается в тексте? Мешает или помогает «присутствие» автора учителю? Что делать, если мировоззрение учителя не совпадает с позицией автора учебника? О преподавании и изучении литературы и способах выражения авторской позиции в различных текстах рассказывает Алёна Романова, кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной филологии и журналистики Костромского государственного университета, один из авторов линии учебников по литературе для 5–9 классов, выпущенных издательством «Русское слово».

Как выражение авторской позиции изучается на уроках литературы?

Изучение авторской позиции в художественном проведении – один из важнейших видов деятельности на уроке литературы. В самых простых примерах авторская позиция реализуется через рассказчика, как в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»: мы видим здесь прямые оценочные слова, прямые характеристики персонажей. Постепенно усложняя ситуацию, мы говорим именно об авторской позиции, выраженной не через прямые оценочные категории, а, например, через построение сюжета произведения. Почему рассказ заканчивается сообщением о гибели Павлуши, того самого мальчика, который больше всего понравился охотнику? Как в этом выразилось отношение Тургенева к народу, народной судьбе, проблеме взаимоотношений человека и природы? Почему автор так, а не иначе построил этот рассказ? С простых вопросов, указывающих на авторскую позицию, к более сложным проблемам, к постепенному формированию своего мнения и отношения к прочитанному с учётом авторской позиции мы ведём наших учеников.

Как отличается проявление авторской позиции в художественном произведении и в научном тексте?

Авторская позиция художественного произведения – предмет нашего постоянного изучения. Здесь нам всё более-менее понятно. Немножко другая ситуация, когда авторская позиция проявляется в научном тексте, от которого мы, казалось бы, ждём объективной выверенной информации. Приведу пример из близкого мне пушкиноведения. Это фрагмент монографии о жизни и творчестве Пушкина, написанной очень известным учёным, автором вузовских учебников. В ней говорится о кавказской теме в творчестве Пушкина, рассматриваются «Путешествие в Арзрум» и незавершённая поэма «Тазит». И говорится о том, что молодой горец Тазит щадит своего кровника из гуманных соображений. О том, что Пушкин, размышляя много о проблемах взаимодействия народов во время войны на Кавказе, не соглашается с христианским миссионерством, что Пушкина не утраивало христианское обличие идеи гуманизма и ханжеский характер миссионерства, в формах которого проповедовалось христианство. Здесь же приводятся рассуждение Сергея Михайловича Бонде из примечания в 10 томе, где, мы видим, что гораздо осторожнее высказывается о продолжении планов военного коменданта. Не совсем понятно, на чьей стороне будет сражаться главный герой, в то время как в научном тексте литературоведов утверждается, что он будет сражаться на стороне русских. Это уже некая собственная интерпретация. Обратимся к пушкинскому тексту поэмы. Что мы увидим?

«В нежданной встрече сын Гасуба

Рукой завистника убит…»

Нигде не сказано, что этот завистник был русский казак. Это тоже интерпретация литературоведа, не очень подтверждённая текстом. Если точнее воспроизвести пушкинскую мысль, что же его не устраивало в миссионерстве... Пушкин как раз считает, что Евангелие – это самый лучший способ добиться примирения, усмирения Кавказа. Его не устраивает не то, что проповедуется Евангелие, его не устраивает, что это делается формально, что книги посылаются вместо людей. И здесь пушкинская мысль несколько изменяется. Вроде научный текст, но мы видим, что здесь есть некоторые элементы, скажем так, авторской позиции учёного. Здесь мысль христианская подменяется таким абстрактным гуманизмом, и трактовка самой поэмы несколько сужается, конкретизируется в сравнении с тем, как она может быть объяснена. Почему это делается? Какие можно высказать предположения? Это работа 1987 года. Очевидно, сказывается ещё в Советскую эпоху сложившаяся тенденция устранять из пушкинского текста то, что связано с религиозными воззрениями автора.

Мы должны понимать, что даже в научном тексте, когда речь идёт о гуманитарных науках, в частности о литературе, учёному практически невозможно не выразить себя, своего отношения к предмету, о котором он пишет. Это важно понимать учителю, когда он работает с источниками.

А что можно сказать про авторскую позицию в учебном тексте?

Учебные книги, предназначенные для школьника, конечно, несут в себе признаки научности. С одной стороны, учебный текст должен передать достоверные сведения о литературе. Но с другой стороны, мы не только учим, мы воспитываем и развиваем детей. Естественно, что в текст школьной книги обязательно вторгаются эмоциональные, образные элементы. Когда мы говорим о художественном образе, мы должны и речь свою постараться сделать хотя бы немного более выразительной. Таким образом, конечно, авторская позиция проникает в текст учебных пособий по литературе.

Сейчас я приведу пример, который показывает, что авторская позиция может заключаться не только в отдельных замечаниях по поводу произведений или авторов, но и в фундаментальных положениях. Учебник 9 класса, фрагмент, в котором говорится о движении декабристов. Оценка этому движению даётся сдержанная, и приводится цитата Князя Вяземского, который отрицал большое влияние декабристов на историю нашей страны в XIX веке. Авторы учебника включили эту цитату, и она отображает некоторые фундаментальные качества и учебника 9 класса, и линии в целом. Это государственническая, патриотическая позиция и, понятно, что этот факт будет влиять на трактовку литературных произведений. Естественно, мы не найдем здесь положительной оценки Чацкого как носителя декабристских идеалов. Мы можем предполагать, что в осмыслении творческого и жизненного пути А.С. Пушкина его связь с декабристским движением будет рассмотрена не как главное достоинство. Скорее, будут показаны разные аспекты этой проблемы.

Фундаментальная позиция, выраженная в учебнике, даёт учителю, как минимум, возможность сориентироваться и понять, готов ли он по учебнику работать или учебник для него неприемлем. На сегодняшний день среди рекомендованных учебников можно найти линию, соответствующую вашему мировоззрению. Лучше сделать осознанный выбор, чтобы в ходе работы не сталкиваться с постоянным противоречием, обращаясь к учебнику, авторы которого придерживаются другой позиции, чем ваша. Учебник – посредник между учителем и учеником, это средство обучения, и он должен быть помощником учителя, а не противником. Конечно, в отдельных моментах иногда даже приятно бывает поспорить с учебником. Если вы в целом учебник принимаете, то столкновение с авторской позицией в отдельных вопросах даёт вам дополнительные творческие и методические возможности.


Что поможет учителю на уроке литературы?


Ньюсмейкер: Издательство "Русское слово" — 124 публикации. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Сайт: русское-слово.рф/articles/110259/
Поделиться:
Ваше мнение
Где вы наилучшим образом получали знания по своей работе?
 В учебном заведении
 На очных тренингах, семинарах, курсах
 В специальной литературе, учебниках
 В практической деятельности
 В Интернет
 Другое
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос