05.12.2024 11:56
Аналитика.
Просмотров всего: 5623; сегодня: 7.

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

В Музее русского лубка и наивного искусства открыта выставка «Лубочная литература: что читали на “гульварах”, на базарах, в деревнях». Говоря об этом, нельзя не вспомнить Ивана Сытина — самого известного издателя дореволюционной России. Свое дело он начинал именно с печати лубков, а затем использовал эти традиции в оформлении многих выходивших в его издательстве книг.

Один из организаторов экспозиции — Государственный музей — культурный центр «Интеграция» имени Н.А. Островского. Подробнее о том, что можно увидеть на выставке, рассказала Арина Орлова, ее куратор.

Лубки в цвете

Иван Сытин родился в 1851 году в селе Гнездиково (Костромская губерния) в семье волостного писаря. После окончания трех классов школы мальчик отправился работать к своему дяде, торговцу мехами, а затем поступил в услужение к купцу Петру Шарапову, который определил его в книжную лавку. Юноша провел на этой работе 10 лет и за это время настолько полюбил книги, что всерьез задумался о том, чтобы связать с ними жизнь.

В 1876 году Сытин женился на купеческой дочери Евдокии Соколовой. Получив четыре тысячи рублей приданого и одолжив еще три, Иван Дмитриевич купил первый литографский станок и открыл мастерскую, которая всего через несколько лет выросла в типографию «Товарищество И.Д. Сытина и К». Станок был очень хорош: французский, печатающий в пять красок — по тем временам настоящая редкость и роскошь. Цветная печать обходилась дороже, но за счет спроса цены удавалось удерживать доступными даже для самых скромных покупателей.

В те времена у крестьян в ходу были сборники анекдотов, сонники, советы по хозяйству и другое легкое чтение подобного рода. Как выглядели эти издания, можно увидеть на выставке — здесь представлены обложки нескольких таких книг. Любили покупатели и лубочные картинки с изображением религиозных сюжетов или сцен из обычной повседневной жизни, дополненные шутливыми стишками. Сытин печатал картинки в цвете, чем снискал особую популярность, а распространял продукцию через офеней — так называли продавцов, развозивших товар по деревням и селам. В год типография Сытина печатала больше двух миллионов лубков.

Еще одна успешная идея Ивана Дмитриевича — выпуск карт боевых действий Русско-турецкой войны 1877–1878 годов с расположением воинских частей и укреплений. Новые листы выходили каждое утро.

Классики в пересказе

Лубочная литература, кроме сонников, песенников и сборников анекдотов, включала в себя народные сказки и былины, а также произведения мировой литературы, такие как «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле и «Золушка» Шарля Перро. Правда, книги эти выходили в сильно переработанном виде, похожем скорее на вольный пересказ. Но это, кажется, было тем, что нужно для неискушенного читателя.

В 1884 году Иван Сытин в сотрудничестве с издательством «Посредник» обратился к произведениям Льва Толстого, Николая Лескова, Всеволода Гаршина, Владимира Короленко и других известных отечественных писателей, а также зарубежных философов и авторов художественной прозы. Это была качественная литература, предназначавшаяся для морально-нравственного развития читателя-крестьянина. 

Цены оставались невысокими — Иван Дмитриевич, как и всегда, ориентировался больше на простых покупателей. Он хотел, чтобы книги могли позволить себе все вне зависимости от достатка, поэтому бумагу приходилось использовать дешевую. Большой прибыли совместный проект с «Посредником» не приносил, но престижа Сытину добавил.

Не обходилось и без курьезов. Например, как-то раз некий автор принес в издательство рукопись с просьбой ее опубликовать. При более пристальном знакомстве оказалось, что это не что иное, как одно из произведений Николая Гоголя. Незадачливому автору рекомендовали написать что-то свое.

Для юной аудитории

Главную свою миссию Иван Сытин видел в том, чтобы делать знания более доступными для простого народа. Его детские издания представляли собой красочные энциклопедии для самых маленьких — они были посвящены и знакомству с разными науками («Два и три равно пяти», «Юный химик») и окружающим миром. Так, при подготовке книг про животных Сытин отправлял художников в зоопарк — на выставке есть две из этой серии: «Птицы» и «Звери». Изданиями с удовольствием пользовались школьные учителя.

Сейчас невозможно установить, кто именно из художников работал над той или иной книгой, ведь их имена редко выносили на обложку. Но известно, что с Иваном Дмитриевичем сотрудничали Елизавета Бем, Алексей Комаров, Николай Бартрам, Илья Репин, Константин Савицкий и другие известные иллюстраторы. На оплату их трудов издатель не скупился.

«Я в своем начинающем деле поступал по-новому: приглашал способных рисовальщиков и преданных делу печатников, платил им дороже, но требовал и лучшей работы, изучал вкусы народа. Результаты были блестящие», — вспоминал Сытин.

В большом количестве выходили сказки для детей. На выставке можно увидеть обложки «Сказки о Петре Королевиче и об его великих подвигах», «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», «Кота в сапогах», «Колобка», «Морского царя» и других книг.

После революции 1917 года полиграфические предприятия национализировали, однако от дел Иван Дмитриевич не отошел — остался работать в своих бывших типографиях, которые располагались на Тверской и Пятницкой улицах.

Изображение (фото): М. Денисов. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10630 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/147379073/
Поделиться:

Интересно:

Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
22.03.2025 10:03 Аналитика
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
В "Московском журнале" вышла статья сотрудника Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Юлии Масловой, в которой рассказывается о московских антикварах и книготорговцах XIX-XX века Большаковых. В числе прочего отмечается, что один из видных представителей этой династии нашел способ сделать свою фирму известной по всей стране. Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара. "Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он. Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя...
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
21.03.2025 15:10 Аналитика
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
Краткая история 6 дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы - 160 стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии (II формирования) в 1941 – 1945 гг.   Формирование дивизии  3-7 июля 1941 г. – проходило формирование дивизии. Основным центром формирования дивизии был Институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, где располагался штаб дивизии. Формирование частей дивизии проводилось в нескольких учебных заведениях Дзержинского района. Основными местами формирования дивизии были предприятия и учреждения района: заводы «Борец», «Станколит», Московский комбинат твердых сплавов, «Красный штамповщик», фабрики имени Ногина, «Детская книга», а также Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, наркоматы внутренних и иностранных дел СССР, танковой промышленности и др. Более 170 предприятий и учреждений Дзержинского...
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей...
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
21.03.2025 11:03 Аналитика
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
Найти точные, документально подтверждённые сведения о Чёрной Руси не представляется возможным, хотя Чёрная Русь обозначена на некоторых старинных картах и упоминается в средневековых документах. Скупые сведения источников по-разному интерпретируются различными авторами. В данной ситуации для исследования истории Чёрной Руси необходимо познакомиться с разными точками зрения и выявить преобладающие мнения. Изучая Чёрную Русь, невозможно не коснуться вопроса о других «цветных» территориях средневековой Руси. Как объясняется колористическое обозначение некоторых территорий Руси в средние века? Согласно средневековым источникам, в средние века существовали Чёрная, Белая и Червонная (Красная) Русь. Почему для обозначения территорий использовали цвета? Согласно одной из гипотез, цветные названия отражали древнюю традицию красками обозначать стороны света: чёрный цвет соответствовал обозначению...
Белая Русь: Что означало и где располагалась
20.03.2025 11:06 Аналитика
Белая Русь: Что означало и где располагалась
Историко-географический термин «Белая Русь» находится в одном ряду с другими «цветными» обозначениями Руси – «Чёрная Русь» и «Червонная (Красная) Русь» и является столь же неопределённым понятием с перемещающимся географическим расположением и неоднозначным смысловым наполнением. Что известно о Белой Руси? Об изучении вопроса о Белой Руси Неясность определения названия «Белая Русь» лежит не столько в плоскости недостатка источников, сколько в их вольной интерпретации, зависящей от глубины исторических знаний исследователя. Более того, учёные выяснили, что в литературе, в том числе научной, в угоду собственным политическим и идеологическим взглядам, авторы допускают искажение цитат из письменных источников и ссылаются на несуществующие документы и факты. К примеру, в ряде современных работ сообщается, что Николай I запретил использование названия «Белоруссия», истоком которого являлся...