06.12.2024 08:59
Новости.
Просмотров всего: 3483; сегодня: 3.

Как реставрируют дом Мастера в Москве

Как реставрируют дом Мастера в Москве

Реставрационные работы в доме С.В. Мельникова — П.Ф. Емельяновой — Топлениновых в Мансуровском переулке перешли на новый этап. 

Специалисты приводят в порядок кирпичную кладку стен цокольного этажа и устанавливают строительные леса, чтобы приступить к восстановлению деревянного сруба. До этого были демонтированы современные перегородки, отделка потолков, стен и полов. Здание досконально обследовали, а затем из-за уточнения состояния и найденных ценных архитектурных элементов пришлось скорректировать проект реставрации. Например, на дверных ручках были обнаружены клейма фабрики Субботина, сейчас с ними работают специалисты.

«Жилой дом в Мансуровском переулке является объектом культурного наследия регионального значения и обладает не только архитектурной, но и мемориальной ценностью. Он известен как дом Мастера из произведения Булгакова “Мастер и Маргарита”. Сам Михаил Афанасьевич неоднократно бывал здесь. Фасады здания сохранили композицию и оформление XIX — начала ХХ века в стиле эклектики с преобладающими чертами неоклассицизма. При этом в облике дома также есть черты традиционной деревянной архитектуры, оно является памятником московского деревянного зодчества, поэтому реставрации исторического сруба будет уделено отдельное внимание», — отметил руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

Специалистам также предстоит закончить расчистку кирпичной кладки стен подвального этажа, привести в порядок белокаменный цоколь, венчающий карниз и сандрики лицевого фасада. Кроме того, будет отреставрировано слуховое окно и кирпичные дымовые трубы, заменено позднее покрытие кровли. Внутри особняка приведут в порядок лестницу, ведущую на цокольный этаж, отреставрируют изразцовые печи на первом этаже, лепные и классические карнизы, сохранившиеся оконные наличники и подоконники.

Все работы ведутся под контролем специалистов Мосгорнаследия на основании согласованного проекта и выданного разрешения.

Первым владельцем участка, на котором стоит дом, был стольник Семен Пашков. Он приходился внуком известному воеводе Афанасию Пашкову, который осуществлял надзор за протопопом Аввакумом во время его сибирской ссылки и неоднократно упомянут в житии священнослужителя. Семен Пашков был воеводою города Ростова.

В 1790-е годы усадьбу выкупила вдова подполковника М.И. Бахметева. До 1817–1818 годов земля принадлежала представителям этой фамилии. Затем владение поделили на несколько участков и продали разным людям.

Один из наделов приобрел титулярный советник Сергей Мельников. Вскоре он выстроил на своей земле небольшой деревянный флигель, который был «окончен постройкой» 17 февраля 1819 года. Он и стал основой существующего здания по адресу: Мансуровский переулок, дом 9.

Владение переходило от одного собственника к другому, пока в 1910 году его не приобрел московский купец Сергей Топленинов. После революции в доме проживали его сыновья Владимир и Сергей. Они были людьми искусства, первый — актером, второй — театральным художником. С 1926 года в доме стал бывать Михаил Булгаков, близко общавшийся с Сергеем Топлениновым, который сделал несколько портретов писателя и иллюстрировал некоторые его произведения. В 1930 году часть подвала снял драматург Сергей Ермолинский.

В дневниковых записях жены Михаила Булгакова, Елены, сохранились многочисленные упоминания о посещениях в 1930-е годы писателем дома в Мансуровском переулке. Многие из этих визитов связаны с игрой в шахматы. Булгаков, имевший медицинское образование, также лечил Ермолинского от простуды.

Впервые гипотезу о том, что особняк в Мансуровском переулке стал прототипом дома Мастера в романе «Мастер и Маргарита», высказал булгаковед Борис Мягков. В романе говорится о том, что Мастер арендовал две комнаты в подвале дома, в его распоряжении находились раковина и печка:

«…Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате. — Ах, это был золотой век, — блестя глазами, шептал рассказчик, — совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, — почему-то особенно горделиво подчеркнул он, — маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки».

Описанная планировка и интерьер жилища Мастера соответствовали обстановке и площади комнат братьев Топлениновых. В начале 1980-х в доме силами художника Владимира Курского была сделана реставрация и даже появился писательский уголок в память о Михаиле Булгакове. Однако после смерти Курского в 1985 году неофициальный мемориал никто не поддерживал. Здание продолжали использовать как жилое.

Изображение (фото): пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы


Участники событий и другие указанные лица:

Ростов Ярославской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


Как реставрируют дом Мастера в Москве

Как реставрируют дом Мастера в Москве

Как реставрируют дом Мастера в Москве

Как реставрируют дом Мастера в Москве


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10630 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/147449073/
Поделиться:

Интересно:

Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
22.03.2025 10:03 Аналитика
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
В "Московском журнале" вышла статья сотрудника Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Юлии Масловой, в которой рассказывается о московских антикварах и книготорговцах XIX-XX века Большаковых. В числе прочего отмечается, что один из видных представителей этой династии нашел способ сделать свою фирму известной по всей стране. Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара. "Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он. Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя...
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
21.03.2025 15:10 Аналитика
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
Краткая история 6 дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы - 160 стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии (II формирования) в 1941 – 1945 гг.   Формирование дивизии  3-7 июля 1941 г. – проходило формирование дивизии. Основным центром формирования дивизии был Институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, где располагался штаб дивизии. Формирование частей дивизии проводилось в нескольких учебных заведениях Дзержинского района. Основными местами формирования дивизии были предприятия и учреждения района: заводы «Борец», «Станколит», Московский комбинат твердых сплавов, «Красный штамповщик», фабрики имени Ногина, «Детская книга», а также Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, наркоматы внутренних и иностранных дел СССР, танковой промышленности и др. Более 170 предприятий и учреждений Дзержинского...
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей...
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
21.03.2025 11:03 Аналитика
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
Найти точные, документально подтверждённые сведения о Чёрной Руси не представляется возможным, хотя Чёрная Русь обозначена на некоторых старинных картах и упоминается в средневековых документах. Скупые сведения источников по-разному интерпретируются различными авторами. В данной ситуации для исследования истории Чёрной Руси необходимо познакомиться с разными точками зрения и выявить преобладающие мнения. Изучая Чёрную Русь, невозможно не коснуться вопроса о других «цветных» территориях средневековой Руси. Как объясняется колористическое обозначение некоторых территорий Руси в средние века? Согласно средневековым источникам, в средние века существовали Чёрная, Белая и Червонная (Красная) Русь. Почему для обозначения территорий использовали цвета? Согласно одной из гипотез, цветные названия отражали древнюю традицию красками обозначать стороны света: чёрный цвет соответствовал обозначению...
Белая Русь: Что означало и где располагалась
20.03.2025 11:06 Аналитика
Белая Русь: Что означало и где располагалась
Историко-географический термин «Белая Русь» находится в одном ряду с другими «цветными» обозначениями Руси – «Чёрная Русь» и «Червонная (Красная) Русь» и является столь же неопределённым понятием с перемещающимся географическим расположением и неоднозначным смысловым наполнением. Что известно о Белой Руси? Об изучении вопроса о Белой Руси Неясность определения названия «Белая Русь» лежит не столько в плоскости недостатка источников, сколько в их вольной интерпретации, зависящей от глубины исторических знаний исследователя. Более того, учёные выяснили, что в литературе, в том числе научной, в угоду собственным политическим и идеологическим взглядам, авторы допускают искажение цитат из письменных источников и ссылаются на несуществующие документы и факты. К примеру, в ряде современных работ сообщается, что Николай I запретил использование названия «Белоруссия», истоком которого являлся...