История показывает: когда хотят уничтожить народ, уничтожают его историческую память и его книги как носителя информации о народе и о его представлении о мире. Появление книги знаменует собой переход на более высокий уровень развития цивилизации. Некоторые книги являются произведениями искусства и входят в мировую сокровищницу; в их числе находятся и древнерусские книги.
В истории древнерусской книги отмечены два этапа: период рукописной книги и начало книгопечатания.
Первые рукописные книги на Руси
Долгое время первой древнерусской рукописной книгой считалось Остромирово Евангелие (XI век), но в 2000 году была обнаружена находка, которая изменила список древнейших книг Руси. При раскопках в Великом Новгороде в слоях X-XI веков были найдены три деревянные (липовые) таблички (церы), на восковой поверхности которых были записаны псалмы. Церы, изготавливаемые из плотного материала, были известны с античных времён; предполагается, что их небольшой размер позволял носить их с собой для фиксации кратковременных важных записей и использования их в качестве тетрадей для обучения. В списке новгородских древностей, обнаруженных до 2000 года, уже числилось 11 табличек для письма по воску, но новая находка, названная «Новгородская Псалтирь», произвела сенсацию: записи на табличках производились между 999 и 1010 годами, то есть во времена, близкие к началу христианизации Руси. Новгородская Псалтирь многими учёными стала считаться первой древнерусской книгой.
Размер книги-кодекса небольшой: 19×15 сантиметров, толщина сложенных вместе табличек не превышает одного сантиметра. Воск, на котором воспроизводился текст, заливался в вырезанные на табличках неглубокие ковчежцы (корытца). Исследования показали, что текст неоднократно затирался, после чего на гладкой поверхности воска писался новый текст. Предполагают, что Псалтирь использовалась в качестве учебного текста для обучения первого поколения христиан. Внешние таблички, украшенные рисунками и крестами, служили обложкой книги; скреплялись таблички кожаным ремешком, продетым в сквозные отверстия, или же деревянным стержнем.
Эксперты утверждают: Новгородская Псалтирь является самым ранним образцом русского варианта церковнославянского языка.
Первой древнерусской рукописной книгой, которая имеет чёткую датировку и дошла до нас в полном объёме, является Остромирово Евангелие. Имя основного переписчика Евангелия стало известно из подписи, выведенной на последней странице книги: «Аз Григорий диякон написах Еуаггелие сие». Там же были обозначены даты создания книги: 21 октября 6564 (1056) года – 12 мая 6565 (1057) года, то есть на подготовку книги ушло 7 месяцев. В те времена книги писались в монастырях по заказу знатных людей: из послесловия диакона Григория становится ясно, что заказчиком книги был новгородский посадник Остромир (в крещении Иосиф), принадлежавший к роду князя Владимира Святославича. Известно, что княжеский наместник погиб в 1060 году во время военного похода на чудь.
Остромирово Евангелие – это книга большого размера: её формат составляет 35,5×30 сантиметров. Написана она на 294 пергаменных (пергаментных) листах, изготовленных из тонко выделанной кожи молодых телят; на Руси пергаменные листы называли «харатья». Подсчитано, что для изготовления такого количества листов потребовалась кожа 175 телят.
Работа переписчика («писца» или «списателя») была нелёгким трудом: за день можно было написать не более 3 листов книги. Лист сначала линовали с помощью линейки и острого шила, затем размечали формат текста: в Остромировом Евангелии текст делили на два столбца, оставляя широкие поля; каждый столбец состоял из 18 строк. Писали гусиным пером, которое срезали наискосок небольшим ножом (отсюда название «перочинный нож»); середину острия расщепляли. Для приготовления чернил использовались ржавое железо или сажа, к которым добавлялись дубильные вещества – наросты на листьях дуба, называемые чернильными орешками. Заголовки или буквицы (заглавные буквы) выделялись красной киноварью или золотой краской, которую готовили из смеси золотого порошка и рыбьего клея.
Написание текста требовало кропотливого труда и художественного мастерства. В Остромировом Евангелии буквы писали кириллическим «уставом» – строгим и чётким каллиграфическим письмом, в котором вертикальные линии буквы стояли строго перпендикулярно по отношению к линии строки. Буквы размером от 5 до 7 миллиметров должны были вписываться в квадрат. Каждый элемент буквы выписывался отдельным движением, при котором перо писца отрывалось от пергамена.
Буквицы, которые называли также инициалами, обозначали начало новой темы в тексте; обычно их увеличенный размер был равен пяти строкам. В Остромировом Евангелии содержится более 200 крупных инициалов, рисунок которых не повторяется. Буквицы щедро украшались растительными орнаментами и геометрическими узорами – такой стиль их оформления пришёл из Византии. Но мастера, создававшие Остромирово Евангелие, внесли в орнаменты свои элементы: в них появились крупные лица-маски, называемые «личинами», а также изображения звериных морд. Каждый новый раздел книги начинался с новой страницы, в верхней части которой помещалась заставка в виде разноцветного цветочного орнамента – всего в книге около 20 оригинальных заставок.
На иллюстрациях Остромировой книги были воспроизведены образы составителей Евангелия: евангелистов Иоанна, Луки и Марка. Четвёртый евангелист, Матфей, по какой-то причине не был изображён или его изображение было утеряно – для его образа был оставлен пустой лист книги. Самой известной миниатюрой (рисунком) Остромирова Евангелия является иллюстрация на первой странице рукописи, изображавшая евангелиста Иоанна Богослова. Изображение льва, помещённое в верхней части миниатюры, трактуется по-разному: как символ Иисуса Христа и как традиционный императорский символ, принятый в Византии, что может относиться к высокому положению Остромира в княжеской иерархии.
По содержанию Остромирово Евангелие является кратким апракосом – богослужебной книгой, содержавшей евангельские чтения, располагавшиеся по порядку их произнесения в храме. Необычным для древнерусской рукописи является наличие в тексте экфонетических знаков, предназначенных для обозначения долготы звука при чтении в храме, а также для акцентирования отдельных слов и фраз.
По замыслу заказчика, Евангелие должно было стать драгоценным вкладом в Софийский собор в Новгороде. Первоначально так это и было, а дальше подробная история Остромирова Евангелия не прослеживается за давностью лет. Известно, что бесценная книга побывала в одной из церквей Московского Кремля, а в 1805 году она была обнаружена в архивах императрицы Екатерины II. Первоначальный переплёт рукописи не сохранился; в середине XIX века для книги был создан серебряный переплёт-оклад, украшенный драгоценными камнями. К сожалению, этот переплёт был утрачен: в 1932 году его варварски сорвал злоумышленник, выполнявший работы по ремонту водопроводных сетей. Грабителя нашли, а переплёт решили не восстанавливать, так как оказалось, что его массивность пагубно сказалась на сохранности пергаменных листов Евангелия. Сейчас памятник древнерусской письменности и культуры, духовный символ России, хранится в специальном дубовом коробе в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Исследования книги продолжаются по её копиям.
В 2011 году Остромирово Евангелие было внесено в реестр ЮНЕСКО «Память мира».
Первая печатная книга на Руси
На Руси первая государственная типография появилась в XVI веке «по повелению царя и великого князя всея Руси Ивана Васильевича и с благословения преосвященного Макария митрополита». Переход к массовому тиражированию книг объяснялся государственной необходимостью. Основой идеологии на Руси было православие, каноны которого были записаны в христианской литературе. В рукописные книги Руси, неоднократно копируемые переписчиками разного уровня грамотности, вкрались многочисленные неточности и ошибки, которые искажали канонические тексты, что приводило к смятению в обществе и к появлению ереси. Кроме того, присоединение Иваном Грозным больших территорий требовало распространение православного учения на новые земли.
Первой русской датированной печатной книгой стала книга «Апостол», вышедшая 1 марта 1564 года; она была напечатана на государственном Московском печатном дворе. Первопечатниками были Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец. Предполагают, что Иван Фёдоров был приглашён в Москву митрополитом Макарием.
В послесловии «Апостола» перечисляются все мастера, участвовавшие в создании книги, и рассказывается о технологии печати: литеры и типографское оборудование имели местное, московское, производство. Процесс создания книги занял 11 месяцев.
Точный тираж «Апостола» неизвестен: предполагают, что он составлял от 600 до 2000 экземпляров; до наших дней дошёл 61 экземпляр. Текст книги, основу которого составляли Деяния и Послания Апостолов, мог использоваться как для церковной службы, так и для домашнего чтения. Применялся «Апостол» и для обучения грамоте.
Книга «Апостол» состояла из 267 листов или 534 страниц; на каждой странице располагалось 25 строк текста. Первые экземпляры книги обрезались переплётчиками, поэтому удалось установить только её примерный первоначальный формат – 28×18 сантиметров. Текст был напечатан на французской бумаге шрифтом «полуустав» – округлыми буквами с небольшим наклоном вправо. Переплёт был изготовлен из дерева и обтянут сафьяном с золотым тиснением.
Убранство книги, выполненное в старорусском стиле, составляют 48 красочных заставок, многочисленные инициалы и растительный орнамент, для выполнения которых применялась киноварь. Несомненным украшением книги является гравюра с изображением апостола Луки в триумфальной арке.
Один из экземпляров «Апостола» хранится в Российской государственной библиотеке в Москве.
В настоящее время сделаны электронные копии Остромирова Евангелия и книги «Апостол», и любой желающий ознакомиться с великолепными образцами древнерусской культуры может сделать это через интернет.
Изображение (фото): из открытых источников
Участники событий и другие указанные лица: