21.01.2025 09:58
Персоны.
Просмотров всего: 3867; сегодня: 6.

К 555-летию философа и книжника, преподобного Максима Грека

К 555-летию философа и книжника, преподобного Максима Грека

Судьба Максима Грека тесно связана с историей России. Связь эта одновременно славна и драматична. Здесь, в далекой «Московии», этот византиец, навсегда лишившийся отечества, смог найти свое призвание, здесь же он многие годы пробыл в заточении, а затем скончался на покое, его труды пополнили библиотеки самых взыскательных русских книжников. 

Долгое время происхождение Максима Грека было сокрыто для историков. Русские источники, в частности «Сказание о Максиме Греке», приписываемое Исайе Каменчанину, называли философа «сыном воеводским», намекая на высокий статус семьи Максима, но умолчали о многих других деталях. Скрупулезное исследование И. Денисова позволило выяснить, что Максим Грек принадлежал к роду Триволисов и был известен в миру под именем Михаил. Знатный род Триволисов хорошо известен в Греции: он был близок к последней правящей византийской династии Палеологов, один из предков Максима Грека занимал высокий пост константинопольского патриарха. 

Михаил Триволис, которому суждено было стать Максимом Греком, родился около 1470 г. в городе Арте. У высокородного юноши были все возможности для получения блестящего образования. В библиотеке его родного дяди Дмитрия, являвшегося другом императорской семьи, можно было обнаружить самые разнообразные книги: ему была доступна литература христианских мыслителей и античных философов. 

Около 1480 г. еще совсем юный Триволис переехал на остров Корфу, во владения Венецианской республики. С этого переезда начиналось знакомство молодого человека с европейской культурой – теперь уже прямое, а не опосредованное через книги, при этом католическое образование, несомненно, обогатило философа, не задев его православной идентичности. В Европе Триволис обучался и латинской, и греческой учености – в Падуе, Болонье, Ферраре, Милане и других городах он посещал, вероятно, лекции греков-эмигрантов. 

Иноческий постриг Триволис принял 14 июля 1502 г. в стенах флорентийского доминиканского монастыря св. Марка. Интересно, что настоятелем этого монастыря некогда был известный проповедник Джироламо Савонарола. Исследователи почти не сомневаются в симпатиях, испытываемых Максимом Греком в отношении этого знаменитого оратора, обличавшего современные ему пороки общества. На это указывают как сочинения самого философа, так и ходившая на Руси легенда о сожжении «некоего учителя», у которого учились «любомудрию философьскому и всякой премудрости» сотни учеников, многие из которых были казнены, «токмо восемь их убежала во Святую гору, с ними же и Максим». 

Этот постриг, принятый Михаилом Триволисом в католическом монастыре, казалось, должен был бы привести к полнейшей латинизации византийца. Ему мог быть уготован тот же путь, что и многим его соотечественникам, прижившимся в Италии после падения Восточной Римской империи. Но в 1504 г. он решил навсегда покинуть Западную Европу, теперь его путь лежал на Восток, а именно – на Афон, который имел статус духовного центра восточного православия. Здесь он принял новое имя – Максим – и стал иноком Ватопедского монастыря. Впоследствии в своем послании Ивану Грозному философ вспоминал о десятилетии жизни в стенах Ватопедского монастыря как о самых спокойных, наполненных созерцательным философствованием. После бурной жизни в итальянских городах, должно быть, афонское подвижничество способствовало душевному спокойствию Максима Грека. 

Благовещенский Ватопедский монастырь, расположенный на северо-восточном побережье полуострова Афон между монастырями Эсфигмен и Пантократор, в настоящее время является вторым в иерархии афонских монастырей, а также одним из самых древних, обширных и богатых. Он имеет длительную историю, корнями уходящую в период раннего христианства. 

В начале XVI в. Афон, хоть и являлся духовным центром православия, переживал далеко не лучшие времена. В 1453 г. Византия пала, и теперь благосостояние монастырей во многом зависело от богатой «милостыни», которую посылали сюда русские князья. В то же время русские духовные и светские власти обращались к инокам Святой Горы с просьбой о некоторых услугах. Великий князь московский Василий III в 1515 г. отправил на Афон богатые дары и одновременно попросил прислать в Россию книжного переводчика. Игумен и братия Ватопедского монастыря откликнулись на эту просьбу – среди посланных переводчиков был и инок Максим. 

Присланных из Афона книжников поселили в Чудовом монастыре. Здесь, судя по записям современников, Максим Грек почти сразу привлек внимание. Необычайный ум и начитанность, широкий кругозор и необычный жизненный опыт делали из афонского инока незаменимого собеседника и учителя. Его келья превратилась в своеобразный «литературный клуб», куда приходили, чтобы выслушать, обсудить и узнать что-то новое. Среди любознательных собеседников Максима Грека оказались Вассиан Патрикеев, Иван Токмаков, Василий Тучков, Иван Сабуров, Петр Шуйский, Андрей Холмский, Федор Карпов и другие влиятельные при дворе лица. 

Главным трудом Максима Грека как переводчика является переложение на русский язык Толковой Псалтири, одной из наиболее сложных и содержательных книг европейского средневековья. Свой перевод инок стремился сделать предельно верным и понятным, хотя в своем послании Василию III скромно отмечал, что многое из этой книги недоступно его разуму. Тщательно переписанная и переплетенная книга была освящена и торжественно преподнесена великому князю, сам же перевод признан образцовым. 

Максиму Греку, столь преуспевшему в переводческой деятельности, стали поручать не только новые переводы, но и исправления старых. Эти правки афонца вызывали смешанное отношение у русской церковной элиты. Многим нравился перевод образованного грека, но у других, более консервативно настроенных лиц, эти правки вызывали ужас. Согласно сказанию о «Максиме философе», имела место и зависть иных книжников успеху иноземца. Главной же причиной трагичности судьбы философа стало то, что он, постоянно посещаемый влиятельными придворными лицами, оказался в гуще религиозного спора о церковном землевладении, который не стихал между двумя группировками: иосифлянами и нестяжателями. Жизненная позиция Максима Грека бескомпромиссно связывала его с нестяжателями, отрицавшими стремление церкви к обогащению; таким образом он оказался на проигравшей стороне. 

В 1525 г. Максим Грек предстал перед судом по обвинению в ереси и сношениях с турецким правительством, а также в неприятии русской автокефалии. Философ был отлучен от причастия и заточен в Иосифо-Волоцкий монастырь. И только примерно в 1547–1548 гг., после неоднократных обращений восточных патриархов и митрополита Макария, который высоко ценил работы греческого мыслителя, Максима Грека переводят в Троице-Сергиев монастырь, где он, освобожденный от уз и обвинений, прожил последние годы своей жизни. Здесь же философ и был погребен у северо-западной стены Свято-Духовского храма. Точная дата его кончины неизвестна. По некоторым сказаниям, «великий страдалец Максим» скончался в декабре 1555 г. 

И даже после признания Максима Грека его работы еще неоднократно вызывали дискуссии в русском обществе. Самый большой спор разгорелся в XVII в. в ходе знаменитой церковной реформы Патриарха Никона. В своих работах Максим Грек изложил учение о двуперстном перстосложении и сугубой аллилуйе. Авторитет работ греческого философа был столь высок, что реформаторы церкви объявили эти два сочинения подложными, поскольку считали старые обряды еретическими. Мнения о том, что Максим Грек на самом деле являлся сторонником трехперстного перстосложения, были распространены даже в XIX столетии. В частности, такое заявление (впоследствии убедительно опровергнутое) было сделано профессором Е.Е. Голубинским в работе «К нашей полемике со старообрядцами». 

Оценивать личность Максима Грека, «первого интеллигента на Руси», по словам Д.С. Лихачева, необходимо в исторической перспективе. Он был современником не только Василия III, Ивана Грозного и Иосифа Волоцкого, но и Леонардо да Винчи, Николая Коперника и Герарда Меркатора. Будучи приверженцем догматов православной веры, он яро выступал против увлечения астрологией («Послание о Фортуне»), неразрывно связанной в ту эпоху с астрономией. Вместе с тем, он первым на русском языке известил об открытии Нового Света Христофором Колумбом. 

Автор: Е.С. Евдокимова, Российский государственный архив древних актов (РГАДА).

Изображение (фото): РГАДА


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

  • Рюрикович Василий III Иванович, великий князь владимирский и московский в 1505 -1533 годах, государь всея Руси, сын Ивана III Великого и Софьи Палеолог, отец Ивана IV Грозного;
  • Рюрикович (Грозный) Иван IV Васильевич, государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый венчанный царь всея Руси.

Максим Грек. Миниатюра в сборнике его сочинений, слов, сказаний и посланий «Слова и главизны». Конец XVII в. РГАДА
Максим Грек. Миниатюра в сборнике его сочинений, слов, сказаний и посланий «Слова и главизны». Конец XVII в. РГАДА

«Сказание старца Максима Святые горы к старцу Вассиану о Святой горе жительства». В составе «Кормчей» монаха Вассиана (В.И. Патрикеева). До 1525 г. РГАДА
«Сказание старца Максима Святые горы к старцу Вассиану о Святой горе жительства». В составе «Кормчей» монаха Вассиана (В.И. Патрикеева). До 1525 г. РГАДА

«Сказание о Максиме иноке святогорце Ватопедские обители» в сборнике сочинений, слов, сказаний и посланий «Слова и главизны» Максима Грека. Конец XVII в. РГАДА
«Сказание о Максиме иноке святогорце Ватопедские обители» в сборнике сочинений, слов, сказаний и посланий «Слова и главизны» Максима Грека. Конец XVII в. РГАДА

«Сказание о Максиме иноке святогорце Ватопедские обители» в сборнике сочинений, слов, сказаний и посланий «Слова и главизны» Максима Грека. Конец XVII в. РГАДА
«Сказание о Максиме иноке святогорце Ватопедские обители» в сборнике сочинений, слов, сказаний и посланий «Слова и главизны» Максима Грека. Конец XVII в. РГАДА

«Сказание о Максиме иноке святогорце Ватопедские обители» в сборнике сочинений, слов, сказаний и посланий «Слова и главизны» Максима Грека. Конец XVII в. РГАДА
«Сказание о Максиме иноке святогорце Ватопедские обители» в сборнике сочинений, слов, сказаний и посланий «Слова и главизны» Максима Грека. Конец XVII в. РГАДА

«Сказание о Максиме иноке святогорце Ватопедские обители» в сборнике сочинений, слов, сказаний и посланий «Слова и главизны» Максима Грека. Конец XVII в. РГАДА
«Сказание о Максиме иноке святогорце Ватопедские обители» в сборнике сочинений, слов, сказаний и посланий «Слова и главизны» Максима Грека. Конец XVII в. РГАДА

Максим Грек. «Краткое изъявление крестного знамения». Список XVIII в. РГАДА
Максим Грек. «Краткое изъявление крестного знамения». Список XVIII в. РГАДА

Максим Грек. «Краткое изъявление крестного знамения». Список XVIII в. РГАДА
Максим Грек. «Краткое изъявление крестного знамения». Список XVIII в. РГАДА

Краткое описание монастырей на Афонской горе. XIX в. РГАДА
Краткое описание монастырей на Афонской горе. XIX в. РГАДА


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10630 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_10207
Поделиться:

Интересно:

Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
22.03.2025 10:03 Аналитика
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
В "Московском журнале" вышла статья сотрудника Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Юлии Масловой, в которой рассказывается о московских антикварах и книготорговцах XIX-XX века Большаковых. В числе прочего отмечается, что один из видных представителей этой династии нашел способ сделать свою фирму известной по всей стране. Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара. "Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он. Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя...
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
21.03.2025 15:10 Аналитика
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
Краткая история 6 дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы - 160 стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии (II формирования) в 1941 – 1945 гг.   Формирование дивизии  3-7 июля 1941 г. – проходило формирование дивизии. Основным центром формирования дивизии был Институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, где располагался штаб дивизии. Формирование частей дивизии проводилось в нескольких учебных заведениях Дзержинского района. Основными местами формирования дивизии были предприятия и учреждения района: заводы «Борец», «Станколит», Московский комбинат твердых сплавов, «Красный штамповщик», фабрики имени Ногина, «Детская книга», а также Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, наркоматы внутренних и иностранных дел СССР, танковой промышленности и др. Более 170 предприятий и учреждений Дзержинского...
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей...
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
21.03.2025 11:03 Аналитика
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
Найти точные, документально подтверждённые сведения о Чёрной Руси не представляется возможным, хотя Чёрная Русь обозначена на некоторых старинных картах и упоминается в средневековых документах. Скупые сведения источников по-разному интерпретируются различными авторами. В данной ситуации для исследования истории Чёрной Руси необходимо познакомиться с разными точками зрения и выявить преобладающие мнения. Изучая Чёрную Русь, невозможно не коснуться вопроса о других «цветных» территориях средневековой Руси. Как объясняется колористическое обозначение некоторых территорий Руси в средние века? Согласно средневековым источникам, в средние века существовали Чёрная, Белая и Червонная (Красная) Русь. Почему для обозначения территорий использовали цвета? Согласно одной из гипотез, цветные названия отражали древнюю традицию красками обозначать стороны света: чёрный цвет соответствовал обозначению...
Белая Русь: Что означало и где располагалась
20.03.2025 11:06 Аналитика
Белая Русь: Что означало и где располагалась
Историко-географический термин «Белая Русь» находится в одном ряду с другими «цветными» обозначениями Руси – «Чёрная Русь» и «Червонная (Красная) Русь» и является столь же неопределённым понятием с перемещающимся географическим расположением и неоднозначным смысловым наполнением. Что известно о Белой Руси? Об изучении вопроса о Белой Руси Неясность определения названия «Белая Русь» лежит не столько в плоскости недостатка источников, сколько в их вольной интерпретации, зависящей от глубины исторических знаний исследователя. Более того, учёные выяснили, что в литературе, в том числе научной, в угоду собственным политическим и идеологическим взглядам, авторы допускают искажение цитат из письменных источников и ссылаются на несуществующие документы и факты. К примеру, в ряде современных работ сообщается, что Николай I запретил использование названия «Белоруссия», истоком которого являлся...