22.01.2025 09:20
Персоны.
Просмотров всего: 8528; сегодня: 18.

Юрий Авдеев - фронтовик, художник, директор мелиховского музея

Юрий Авдеев - фронтовик, художник, директор мелиховского музея

Ноябрь 1941 года. Полчища немецких войск ломились в ворота столицы. Фашисты заняли Вязьму, Калугу, Малоярославец, Калинин, приближались к Клину. Над Москвой нависла смертельная опасность. Тысячи юношей и девушек старались попасть в ряды защитников Родины, чтобы не дать врагу захватить сердце России.

В августе 1941 года добровольцем ушел на фронт молодой художник, сотрудник Серпуховского краеведческого музея Юрий Авдеев, ему только исполнилось 23 года. В 1941 году он сражался за Москву, воевал под Солнечногорском. С февраля по август 1942 – на Северо-западном фронте. Бесстрашный связист Юрий Авдеев в бою за село Павлово 10 раз в течение суток налаживал линию связи. Худенький юркий солдатик ползал от одного обрыва линии к другому. Установил связь с командным пунктом батальона и обеспечил управление боем. За выполнение боевого задания был представлен к награде «Медаль за отвагу». В бою за деревню Лунево Авдеев был ранен, но не ушел с поля боя, а обратился в санчасть только тогда, когда бой был закончен.

В эти страшные дни войны Юрий Авдеев никогда не забывал, что он художник: на кусках картона, фанеры появлялись подбитый танк, фронтовая землянка, опаленные огнем деревья. Работы были нарочито затемненные, но давали яркое впечатление о страшной народной трагедии.

Авдеев вспоминал, как он однажды был сильно встревожен: его вызвали в политотдел. Что случилось? А его, оказывается, официально назначили полковым художником. Он начал рисовать своих товарищей-однополчан. Это были офицеры и солдаты, военврачи и медсестры, радисты и разведчики. Бывало так, что сегодня он рисует портрет молодого бойца, а завтра этого улыбающегося парня уже не будет в живых…

Маленькие рисунки появлялись и на фронтовых письмах-треугольниках. Как было радостно получить весточку с фронта, да ещё с портретом близкого человека.

Многие военные работы Юрия Константиновича Авдеева хранятся в музеях, а совсем недавно была обнаружена коллекция его ранее неизвестных рисунков военных лет в фондах Института Российской истории РАН.

Война закончилась для Авдеева в 1944 году в боях за Ригу. Тяжелая контузия и сильная потеря зрения. Для художника – это трагедия. Надо было заново начинать жизнь. Но как?

Вернувшись в родные места, молодой солдат устраивается на фабрику в городе Серпухове, где слабовидящие штамповали пуговицы и кнопки. Но это было всё не то. Вспомнил, как в 1939 - 1940 годах, сотрудники Серпуховского краеведческого музея реставрировали в Мелихове чеховский флигель, маленький уютный дом, где А.П. Чехов писал свою «Чайку». Этот флигель до 1944 года был филиалом Серпуховского музея. Ю.К. Авдеев тоже принимал участие во многих делах. Его даже попросили написать портрет Чехова для будущей экспозиции флигеля.

В 1951 году Ю.К. Авдеев был направлен на работу в музей А.П. Чехова в Мелихове, а в 1952 году его назначают директором музея. В бывшей чеховской усадьбе стоял лишь флигель, вокруг – запустение. Дел было очень много. Для себя Авдеев решил, что, если он не сможет писать красками, то он будет художником в музейном деле.

Потихоньку начала возрождаться чеховская усадьба. Главным событием было восстановление дома А.П. Чехова. Сколько пришлось ходить по кабинетам чиновников, просить, доказывать, что это нужное и необходимое дело. Чтобы делать музей, надо было все знать о жизни Чехова в мелиховские годы, продумывать новую экспозицию, иметь предметы, которые не оставили бы посетителя равнодушным. Ю. К. Авдеев знакомится с сестрой писателя Марией Павловной и племянником Сергеем Михайловичем Чеховым, которые очень помогли ему в этом деле.

В 1957 году заложили первый камень. А в 1960, к 100-летию со дня рождения писателя, возрождённый дом принял первых экскурсантов. Экспонаты, полученные от родственников, местных жителей помогли сделать этот дом живым и тёплым. Позднее на усадьбе появляются хозяйственные постройки, флигель-кухня, баня. Ю.К. Авдееву удаётся добиться того, что участок чеховской земли, принадлежавший с 1920-х годов совхозу, стал тоже территорией музея. Постепенно там высаживались липы, берёзы, ели, сирень – создавались аллеи, как это было у Чеховых.

А зрение у Авдеева становилось всё хуже. Он рассказывал, как одна женщина врач, советовала ему чаще перебирать цветные тряпочки – это хоть немного, но активизирует зрение. Для Ю.К. Авдеева этими цветными тряпочками были краски. Он пишет чеховское Мелихово в различные времена года. Его этюдник можно было увидеть в разных уголках усадьбы. Как только выдавалось свободное время, художник начинал работать.

На его картинах краски немного необычные, они яркие и жизнеутверждающие: он так видел мир и так представлял его. Это уютные уголки усадьбы в разные времена года: цветущая сирень, чеховский дом, флигель, окрестности Мелихова.

Но и в мирные дни Авдееву вспоминается война. День Победы был для него самым важным днём в жизни: «Святой день» - говорил он. И вот спустя уже много лет после Победы появляется его новая картина «Иван-чай», которая никого не оставляет равнодушной и напоминает о великом подвиге нашего народа. На полотне - море цветущего иван-чая, яркие сочные краски, но во время войны здесь шли тяжёлые бои. Посреди цветов – помятая, проржавевшая солдатская каска и солдатские сапоги.

В Мелихово потянулись многочисленные экскурсанты. Они хотели познакомиться с заповедными местами, посмотреть чеховский дом, флигель, цветущий сад. Всем очень нравились экскурсии, которые проводили сотрудники музея. Экскурсоводы многое узнавали от своего наставника, замечательного рассказчика Ю.К. Авдеева. Он часто говорил: «Человек, прослушав вашу экскурсию, должен обязательно захотеть ещё и ещё раз приехать в Мелихово!» В книгах отзывов – благодарности посетителей, которые удивлены тем, что они увидели. Но Авдееву казалось, что ещё далеко не всё сделано. «Он и дальше продолжал зажигать огоньки» - так образно о работе Авдеева в день его памяти, сказала старая смотрительница музея. Открылись экспозиции в мелиховской и новосёлковской школах, которые когда то были построены Чеховым и сохранились до наших дней. Появился «Медицинский пункт доктора Чехова» в селе Крюково. В 1892-1893 годах, когда с юга к Москве двигалась холера, А.П. Чехов в этом старом фабричном здании принимал, осматривал и лечил больных.

Чтобы новые экспозиции были интересными, насыщенными, надо было перечитывать письма Чехова, его произведения, написанные в Мелихове. Но как? Глаза ничего не видят, строчки сливаются, начинаются сильные головные боли. «Глазами» Юрия Константиновича была жена Любовь Яковлевна, которая записывала его мысли и читала, читала ему Чехова. Авдееву очень хотелось рассказать о жизни писателя в Мелихове, о восстановительной работе на усадьбе, о мелиховских жителях помнящих доктора Чехова. Несколько раз переиздавалась книга Ю.К. Авдеева «В чеховском Мелихове». И в каждое издание добавлялось что-то новое и интересное.

В марте всегда отмечали день приезда Чехова в Мелихово. В гости к Юрию Константиновичу приезжали известные чеховеды: В.Я. Лакшин, З.С. Паперный, М. Н. Строева, К.М. Виноградова, Н.И. Гитович. Читали чеховские произведения Ю.В. Яковлев, А.А. Попов, О.Н. Ефремов. Приезжали друзья художники, бывшие фронтовики, которые с удовольствием писали Мелихово. Авдеев очень любил водить гостей по окрестностям, где бывал Антон Павлович.

В Мелихове снимались известные фильмы: «В городе С.», «Моя жизнь», «Лекарь мелиховского участка» - из замечательной серии «Путешествие к Чехову». Юрия Константиновича всегда приглашали быть консультантом во время съёмок.

В 1982 году состоялось знакомство двух замечательных людей: режиссёра «Липецкого драматического театра имени Л. Н. Толстого» Пахомова В.М. и Авдеева Ю.К. Итогом этой встречи стал удивительный театральный праздник «Мелиховская весна», который впоследствии стал Международным театральным фестивалем.

Последним детищем Ю.К. Авдеева стало создание экспозиции «Музей писем А.П. Чехова» в старом здании почтового отделения, которое в 1896 году было открыто по инициативе Антона Павловича. Новая экспозиция приняла первых гостей 15 июля 1987 года, но уже без Авдеева. Его не стало в июне этого же года. И вспоминаются слова Чехова:

«Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша».

Изображение (фото): Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Юрий Авдеев - фронтовик, художник, директор мелиховского музея

Юрий Авдеев - фронтовик, художник, директор мелиховского музея

Юрий Авдеев - фронтовик, художник, директор мелиховского музея

Юрий Авдеев - фронтовик, художник, директор мелиховского музея

Тематические сайты: История, Культура, искусство, музеи, Литература: произведения, издания, авторы, Памятные даты, праздники, юбилеи, Силовые структуры, Соотечественники, земляки, диаспоры, Театр: премьеры, режиссеры, актеры, сцены, Художественный салон
Сайты субъектов РФ: Калужская область, Липецкая область, Москва, Московская область, Смоленская область, Тверская область
Сайты столиц субъектов РФ: Калужская область - Калуга, Тверская область - Тверь
Сайты городов субъектов РФ: Калужская область - Малоярославец, Московская область - Клин, Московская область - Серпухов, Московская область - Чехов, Смоленская область - Вязьма
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Германия, Латвия, Россия, СССР
Сайты столиц стран: Латвия - Рига
Сайты регионов мира: Европа Центральная, Прибалтика
Сайты объединений стран: БРИКС (BRICS), Европейский союз

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10630 публикаций
Сайт: vk.com/wall-39648958_7586
Поделиться:

Интересно:

Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
22.03.2025 10:03 Аналитика
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
В "Московском журнале" вышла статья сотрудника Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Юлии Масловой, в которой рассказывается о московских антикварах и книготорговцах XIX-XX века Большаковых. В числе прочего отмечается, что один из видных представителей этой династии нашел способ сделать свою фирму известной по всей стране. Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара. "Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он. Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя...
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
21.03.2025 15:10 Аналитика
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
Краткая история 6 дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы - 160 стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии (II формирования) в 1941 – 1945 гг.   Формирование дивизии  3-7 июля 1941 г. – проходило формирование дивизии. Основным центром формирования дивизии был Институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, где располагался штаб дивизии. Формирование частей дивизии проводилось в нескольких учебных заведениях Дзержинского района. Основными местами формирования дивизии были предприятия и учреждения района: заводы «Борец», «Станколит», Московский комбинат твердых сплавов, «Красный штамповщик», фабрики имени Ногина, «Детская книга», а также Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, наркоматы внутренних и иностранных дел СССР, танковой промышленности и др. Более 170 предприятий и учреждений Дзержинского...
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей...
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
21.03.2025 11:03 Аналитика
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
Найти точные, документально подтверждённые сведения о Чёрной Руси не представляется возможным, хотя Чёрная Русь обозначена на некоторых старинных картах и упоминается в средневековых документах. Скупые сведения источников по-разному интерпретируются различными авторами. В данной ситуации для исследования истории Чёрной Руси необходимо познакомиться с разными точками зрения и выявить преобладающие мнения. Изучая Чёрную Русь, невозможно не коснуться вопроса о других «цветных» территориях средневековой Руси. Как объясняется колористическое обозначение некоторых территорий Руси в средние века? Согласно средневековым источникам, в средние века существовали Чёрная, Белая и Червонная (Красная) Русь. Почему для обозначения территорий использовали цвета? Согласно одной из гипотез, цветные названия отражали древнюю традицию красками обозначать стороны света: чёрный цвет соответствовал обозначению...
Белая Русь: Что означало и где располагалась
20.03.2025 11:06 Аналитика
Белая Русь: Что означало и где располагалась
Историко-географический термин «Белая Русь» находится в одном ряду с другими «цветными» обозначениями Руси – «Чёрная Русь» и «Червонная (Красная) Русь» и является столь же неопределённым понятием с перемещающимся географическим расположением и неоднозначным смысловым наполнением. Что известно о Белой Руси? Об изучении вопроса о Белой Руси Неясность определения названия «Белая Русь» лежит не столько в плоскости недостатка источников, сколько в их вольной интерпретации, зависящей от глубины исторических знаний исследователя. Более того, учёные выяснили, что в литературе, в том числе научной, в угоду собственным политическим и идеологическим взглядам, авторы допускают искажение цитат из письменных источников и ссылаются на несуществующие документы и факты. К примеру, в ряде современных работ сообщается, что Николай I запретил использование названия «Белоруссия», истоком которого являлся...