24.01.2025 12:55
Аналитика.
Просмотров всего: 2355; сегодня: 3.

Фольклорные злодеи: от Соловья-разбойника до огненного змея

Фольклорные злодеи: от Соловья-разбойника до огненного змея

В образах сказочных злодеев — Соловья-разбойника, Кощея Бессмертного, Чуда-юда — отражались представления славян о мире мертвых, их страхи перед природными явлениями и врагами Руси — монголо-татарами и другими кочевниками. Такие персонажи похищали возлюбленных, требовали дань, заколдовывали целые царства и даже вредили без причины. Разбираемся, почему герои русских сказок и былин боялись чудовищ, как с ними боролись и как побеждали.

Чудовищные змеи

Как победить: отрубить все головы и сжечь тело.

Чего бояться: огня, воды, волшебного сна.

В мифах разных стран мира есть мотив змееборчества, популярен он и в русском фольклоре. Иногда персонажей-змеев отличали от человека только сверхъестественные способности. В некоторых сказках так называли злого богатыря, из ноздрей и ушей которого сыпались искры или валил огонь и дым. А в других преданиях ими считались чудовища с крыльями и несколькими головами: Змей Змеевич, царь Змиулан, Зилант Змеуланович, Тугарин-змей, огненный змей и Змей Горыныч.

В легендах змеи часто похищали девушек. Так это описано в сказке «Фролка-сидень»: «Однажды дочери царские припоздали в саду, засмотрелись на цветы; вдруг откуда ни взялся змий черноморский и унес их на своих огненных крыльях».

Еще чудовище собирало поборы. В «Сказке о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде» жители подземного, темного царства платили дань тоже девицами: «У царя их одна и есть дочь — прекрасная царевна Полюша, и ее-то поведут завтра к змею на съедение; в этом царстве каждый месяц дают семиглавому змею по девице, так уж и ведется очередь девицам — уж такой у них закон! Ныне наступила очередь до царской дочери».

Змей мог охранять границу между миром живых и мертвых. Например, сторожил Калинов мост через реку Смородину и пожирал всех, кто пытался перейти на другой берег: «Там есть широкая река, через реку — калиновый мост, под тем мостом живет 12-главый змей. Не пропускает он ни конного, ни пешего, всех пожирает».

Уничтожить змея, по легендам, было очень сложно. Он извергал огонь, устраивал потопы и погружал героев в сон. Богатырь обычно сражался с ним в одиночку: помощников чудище усыпляло. Чтобы победить змея, ему нужно было отрубить головы, а затем сжечь тело — иначе головы могли отрасти вновь. Но, даже когда герой побеждал в битве, его могли и дальше преследовать родственники чудовища — мать, сестры или теща.

Баба-яга

Как победить: сжечь или разрубить.

Чего бояться: колдовства и злых советов.

У Бабы-яги в русском фольклоре было много ролей. Фольклорист Владимир Пропп писал о яге-дарительнице, яге-похитительнице и яге-воительнице: «Воедино собрать их нельзя. Яга-похитительница, стремящаяся сварить или изжарить детей, и яга-дарительница, выспрашивающая и награждающая героя, — не представляют собой целого. Но вместе с тем они и не представляют собой двух совершенно различных фигур, объединенных только именем».

Яга-похитительница охотилась на детей, воительница гонялась за персонажами в ступе и сражалась с ними, а дарительница помогала побеждать злодеев и снабжала героя предметами с волшебной силой — сапогами-скороходами, гуслями-самогудами, скатертью-самобранкой. Но чтобы получить заветную вещь, нужно было пройти испытания.

Внешне Баба-яга напоминала мертвеца, поэтому у нее даже одна нога была костяной: «На печи, на девятом кирпиче лежит Баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос… сама зубы точит».

Жила яга в избушке на курьих ножках на опушке леса — еще одной границе между миром живых и мертвых, иногда охраняла источники с живой и мертвой водой. Просто так попасть в жилище Бабы-яги было нельзя. Герой не мог перейти невидимую границу между мирами и читал заклинание: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!»

Баба-яга не только охраняла царство мертвых, но и колдовала. А иногда разлучала влюбленных, проклинала или травила героев, давала им вредные советы: например, убить царицу, превратиться в нее и выйти замуж за царя.

В разных сказках победить ягу можно было по-разному. Однако чаще всего ее гибель наступала от огня. Похитительницу персонажи обычно сжигали в печи. Воительница нередко умирала в погоне — падала в огненную реку или в яму с кипящей смолой. А еще Бабу-ягу можно было победить в битве, как в сказке «Иван Медвежье Ушко»: «Иван Медвежье Ушко тут ее схватил да и бросил об пол, схватил меч, ударил мечом и всю разнес ей, жизни не стало ейной». А вот яга-дарительница в сказках оставалась жива. 

Кощей Бессмертный

Как победить: найти смерть Кощея в яйце.

Чего бояться: колдовства.

Кощей, или Кащей, Бессмертный во многом напоминает древнегреческого бога Аида, властителя царства мертвых. Персонаж русского фольклора так же жил под землей и владел магией. Страна Кощея иногда описывалась как самое сердце тридевятого царства, тридесятого государства. Композитор Михаил Гнесин писал: «Царство Кащея — это как бы центральная область в его владениях, всячески защищенных. Тридесятое царство обрамляет эту область, являясь ее защитой и стражем».

Кощея изображали как дряхлого, очень худого старика, иногда с клыками или крыльями. В то же время он считался могущественным колдуном: превращал царевен в лягушек и змей, а сам оборачивался вороном. А в сказке «Иван Соснович» Кощей заколдовал целое царство — заставил его окаменеть вместе со всеми жителями.

В большинстве историй Кощей уносил к себе в подземный мир девушек. Фольклорист Александр Афанасьев писал: «Как существо демоническое, змей в народных русских преданиях выступает нередко под именем Кощея Бессмертного. Значение того и другого в наших сказках совершенно тождественно: Кощей играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей; оба они равно враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится змей, а в другом — Кощей».

Прозвище Бессмертный колдун получил из-за того, что убить его обычным способом — в поединке — было нельзя. В «Сказке про Кощея Бессмертного, Ивана-царевича и Булата-молодца» его гибель описана так: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — моя смерть».

В более поздних сюжетах образ Кощея изменился: он стал не владыкой мира мертвых, а иноземным царем, врагом Руси. И вот этого персонажа победить в поединке уже стало возможно.

Чудо-юдо

Как победить: разрубить тело на части

Чего бояться: огненного пальца

Владимир Пропп полагал, что в образе Чуда-юда выразились представления славян об «общей опасности, исходящей из окружающего… мира». Поэтому его описывали по-разному: как чудовище, воина-всадника или даже самого морского царя. Нередко Чудо-юдо тоже называли змеем со множеством голов.

Однако, в отличие от других злодеев, Чудо-юдо не крало девушек и не требовало дани. Филолог Федор Капица писал: «Чудо-юдо всегда выступает не как захватчик чужой территории, а как враг всего мира людей». Это чудовище творило зло без причины.

Чудо-юдо либо поднималось со дна морского, либо приезжало на коне из-за Калинова моста. Его появление сопровождалось раскатами грома, бурей, дождем.

Сказка «Иван — коровий сын»: «Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались, мост загудел — выезжает чудо-юдо змей шестиглавый; под ним конь споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади хорт (волк. — Прим. ред.) ощетинился.»

Чудовище могло принимать вид различных зверей и даже предметов — иглы, веника. А его сила, по преданиям, была сосредоточена в огненном пальце, который нужно отрубить. Однако победить Чудо-юдо в одиночку было почти невозможно. В поединке герою помогали звери: ворон, медведь, собака, волк. Они разрывали тело чудовища на куски, чтобы оно не могло вновь возродиться. Подобная битва описана в сказке «Иван Быкович»: «Богатырь срубил ему и остальные головы, взял туловище — рассек на мелкие части и побросал в реку Смородину, а девять голов под калиновый мост сложил».

Соловей-разбойник

Как победить: попасть заговоренной стрелой.

Чего бояться: свиста.

Образ Соловья-разбойника в преданиях был противоречивым. Иногда его представляли как человека, который может убивать своим свистом. А иногда — существом с птичьими крыльями. Жил Соловей-разбойник либо в огромном гнезде в лесу на девяти дубах, либо в тереме со своими детьми — на берегу реки Смородины. Злодей описан в нескольких былинах про Илью Муромца.

Из былины «Первые подвиги Ильи Муромца»:

«Пряма дорожка не проста стоит:

Заросла дорога лесами Брынскими,

Протекла тут река Смородина;

Еще на дороге Соловейко-разбойничек

Сидит на тридевяти дубах, сидит тридцать лет,

Ни конному, ни пешему пропуску нет…»

Соловей-разбойник пытался напугать Илью Муромца своим свистом. Но богатырь победил злодея в схватке — подстрелил его из лука заговоренной стрелой. А затем Соловья-разбойника казнили.

Лингвист Всеволод Миллер полагал, что прототипом фольклорного злодея был обычный разбойник. Соловьем его прозвали за умение громко свистеть. Другие прозвища этого персонажа — Рахманьевич или Рахматович — произошли от фразы «вор Ахматович». А уже она образовалась от имени хана Золотой Орды Ахмата, который в 1480 году пошел войной на Великое княжество Московское, был разбит и бежал.

А вот Владимир Пропп писал, что образ этого злодея очень древний: «Генетически Соловей связан с той эпохой, когда человек еще верил в наличие двух миров на земле и снабжал эти миры границей и сторожем, имеющим чудовищный облик: или облик летающего зверя, или облик птицы». Поэтому в легендах герои часто встречались с ним на берегах реки Смородины, которая отделяла мир живых от мира мертвых.

Автор: Анастасия Войко. Портал «Культура.РФ»

Изображение (фото): из открытых источников


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11345 публикаций
Сайт: www.culture.ru/materials/257533/folklornye-zlodei-ot-solovya-razboinika-do-ognennogo-zmeya
Поделиться:

Интересно:

Сражение у Новодвинской крепости. Как кормщик Иван Рябов спас Россию
06.07.2025 12:06 Аналитика
Сражение у Новодвинской крепости. Как кормщик Иван Рябов спас Россию
Туманным вечером 6 июля 1701 года у строящейся Новодвинской крепости показались три неизвестных корабля, шедших в сторону Архангельска. Шли они под нейтральным флагом, однако настороженность вызывал тот факт, что дошли неясные слухи, будто сюда движется шведская эскадра, к тому же недавно в данном районе пропало русское судно с командой стрельцов да таможенником на борту. Для досмотра неизвестных судов был направлен баркас, а возглавил группу лично командир Холмогорского гайдуцкого полка Григорий Животовский. Когда русская лодка достаточно приблизились к ближайшему кораблю, завязался разговор между Животовским и представителем корабельной команды. Он настойчиво приглашал подняться русского офицера на борт, когда один из стрельцов разглядел, сквозь приоткрытый пушечный порт на борту корабля, затаившуюся на нижней палубе большую группу вооруженных шведских солдат. Стрелец успел...
Мэр Москвы открыл выставку о великом князе Сергее Александровиче
04.07.2025 10:36 Мероприятия
Мэр Москвы открыл выставку о великом князе Сергее Александровиче
Сергей Собянин открыл выставку «Августейший хозяин Москвы». Она посвящена великому князю Сергею Александровичу (1857–1905) — первому и единственному представителю императорского дома Романовых, возглавлявшему Первопрестольную (с 1891 по 1905 год). «Нынешняя выставка в Музее Москвы, конечно, не может не привлекать внимания и не трогать сердца москвичей. Потому что период, когда Сергей Александрович был генерал-губернатором Москвы, — это один из самых лучших периодов развития города. Я бы назвал его вообще революционным периодом, потому что именно при нем был дан такой толчок развитию Москвы, когда она из провинциального, мягко говоря, не очень комфортного и чистого города начала превращаться в один из лучших европейских городов. В этот период было сделано то, что не было сделано перед этим целое столетие», — сказал Сергей Собянин. Экспозиция в Музее...
Сокровища ризницы Новодевичьего монастыря впервые показали в Туле
03.07.2025 17:14 Мероприятия
Сокровища ризницы Новодевичьего монастыря впервые показали в Туле
В филиале Государственного исторического музея в Туле открылась выставка «Новодевичий монастырь. История и легенды», приуроченная к 500-летнему юбилею основания древней православной обители. Экспозиция знакомит с многовековой историей монастыря и рассказывает о его роли в сохранении традиционной духовной культуры. «Исторический музей и Новодевичий монастырь связывают особые отношения. В тяжелые годы богоборчества, когда многие обители закрывались или были разрушены, Новодевичий монастырь обрел защиту благодаря статусу музейного объекта в составе Исторического музея. Именно это спасло национальную святыню от печальной судьбы множества разрушенных храмов и монастырей. Сотрудники музея бережно хранили редкие памятники истории нашей страны, уникальную коллекцию православного искусства. Жители Тулы получат уникальный шанс увидеть святыни монастыря – никогда ранее эти ценности не покидали...
Вечная память защитникам столицы!
03.07.2025 14:03 Мероприятия
Вечная память защитникам столицы!
Депутаты Мосгордумы возложили цветы к монументам в честь 84-й годовщины начала формирования Московского народного ополчения. Мероприятия в память о подвиге народных ополченцев Москвы проходят на мемориальных объектах, связанных с формированием дивизий Московского народного ополчения летом и осенью 1941 года. Патриотическая программа «Памяти Московского народного ополчения» реализуется с 2015 года по инициативе депутатов Мосгордумы при поддержке Мэра Москвы Сергея Собянина и Правительства Москвы. Сквер на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Народного Ополчения, памятник москвичам – бойцам народного ополчения: Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:  «84 года назад, 3 июля 1941 года, простые москвичи по зову сердца вступили в ряды Московского народного ополчения. Это были рабочие и студенты, учителя и артисты...
Акция в память о подвиге народных ополченцев Москвы
02.07.2025 19:16 Мероприятия
Акция в память о подвиге народных ополченцев Москвы
Депутаты Мосгордумы примут участие в патронатной акции в честь 84-й годовщины начала формирования Московского народного ополчения. Мероприятия в память о подвиге народных ополченцев Москвы пройдут 3 июля, в четверг, на мемориальных объектах, связанных с формированием дивизий Московского народного ополчения летом и осенью 1941 года. Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников (фракция партии «Единая Россия») почтит память жителей Москвы, вставших на ее защиту в годы Великой Отечественной войны, и возложит цветы у памятника москвичам – бойцам народного ополчения в сквере на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Народного Ополчения. В мероприятии примут участие исполняющий обязанности Председателя Московского Комитета ветеранов войны Виктор Закидкин, ветераны, представители общественности, управы района и муниципального округа...