24.01.2025 14:26
Аналитика.
Просмотров всего: 1653; сегодня: 2.

Первый российский Морской устав Петра Великого

Первый российский Морской устав Петра Великого

305 лет назад, 24 января 1720 года, Петром I был утверждён первый российский Морской устав, который заложил основные законы Военно-морского флота.

Петр Великий прекрасно понимал, что регулярный военно-морской флот требует не только строительства кораблей, литья пушек, обучения матросов и офицеров, но и наличия законодательной базы. А так как флот в России создавался практически с нуля и своего опыта не было, нужно было учиться у других. Пётр подходил к делу основательно – изучал Морской устав Людовика ХIV, аналогичные английские документы по военно-морскому делу, накапливал собственный опыт.

Царь не спешил. Предпочитая сначала опробовать всё на практике, он создавал законодательную базу для флота постепенно. Так, в 1708 году были изданы «Генеральные сигналы, надзираемые во флоте, во время бою», в 1710-м – «Инструкции и артикулы военные надлежащие к российскому флоту», в 1714-м – «Книга ордера или во флоте морских прав», а также другие важные документы, из которых впоследствии сложились правила военного и морского плавания. В 1715 году Пётр I приступил к разработке Морского устава, но отдельной книгой труд был издан только через пять лет.

Известно, что в 1718 году государь назначил комиссию, которая должна была сравнивать тексты различных иностранных морских уставов и определять наиболее приемлемые для русского флота статьи. В составе комиссии под руководством генерал-адмирала Ф. М. Апраксина работали капитан-командоры П. Сиверс, Т. Гордон и М. Госслер. Для написания статей устава Пётр I периодически привлекал также генерала М. М. Голицына, вице-адмирала К. Крюйса. В подготовке устава Петру I помогали сын его воспитателя Никиты Зотова – капитан Конон Зотов, имевший большой практический опыт, и сподвижник царя Пётр Шафиров, который, по словам доцента Санкт-Петербургского государственного университета Николая Рогулина, «всегда появлялся там, где нужно было провести идеи Петра в жизнь». Подробно о создании документа рассказывается в его видеолекции «Морской устав Петра Великого и военное законодательство петровского времени».

На портале Президентской библиотеки представлено несколько изданий устава. Морской устав – казалось бы, строгий сухой документ – соединяет в себе самые разные произведения от публицистики до военно-уголовного кодекса. В нём нет предписаний на каждый случай, как действовать в бою. В Сборнике военно-исторических материалов (1892–1904) сказано, что при доработке Воинского устава в 1722 году Пётр подчёркивал, что нельзя «без рассуждения держаться воинского устава яко слепой стены». Главная задача Морского устава – сделать так, чтобы «все чины флота, во всякое время и при всех обстоятельствах» поддерживали «честь русского имени и достоинство Русского флага».

«Устав морской: о всём, что касается к доброму управлению, в бытность флота на море» – таково полное название документа – начинается с обращения к «доброхотному читателю», которое составлено Петром и крупнейшим церковным и государственным деятелем того времени Феофаном Прокоповичем, умевшим обосновать позицию самодержца. В предисловии, которое по сути является отдельным публицистическим произведением, изложена история отношений Руси с морем со времён Рюрика и вплоть до Северной войны. В нём говорится, что России давно нужен был флот и момент для его создания наконец-то наступил: «И уже не суетная явилась надежда быть совершенному флоту морскому в России, когда сам российский Монарх стал корабельным Архитектом... Коликое уже сделано множество кораблей великих и галер и всякого рода регулярных судов... Видим вси, радуемся и удивляемся. А понеже флот морской к полезным походам и действиям своим требует Регламента, или устава, того ради премудрейший монарх и к сему делу приложил труды свои».

Морской устав состоял из пяти книг. Первая содержала положения о высшем руководстве Военно-морского флота. Петру было важно не только изложить обязанности главнокомандующего флотом, но и уделить внимание его моральным качествам: «Понеже корень всему злу есть сребролюбие, того для всяк командующий Аншеф должен блюсти себя от лихоимства. И не только блюсти, но и других от оного жестоко унимать и довольствоваться определённым; ибо многие интересы государственные через сие зло потеряны бывают». Петру Великому было важно, чтобы нравственные установки главнокомандующего были на высоте, чтобы он служил примером для подчинённых и требовал от них тех же моральных принципов.

Вторая книга устава включала в себя постановления о старшинстве рангов и о команде офицеров, а также о флагах, вымпелах, фонарях, салютах и т. д.

В третьей книге говорилось о корабельных чинах, и самая объёмная глава в ней подробно расписывала обязанности капитана: как он должен относиться к команде корабля, распределять вахты и караулы, заботиться о починке корабля, провианте, следить за чистотой и т. д. – всего 95 артикулов. Помимо практических указаний, здесь содержались также нравственные установки: «Капитан должен выбирать людей в унтер-офицеры из добрых матросов достойных». Также капитан должен «прилежание иметь, дабы гардемарины обучались наукам… И крепко радеть о их обучении, дабы по времени они могли офицерами быть». Если капитан «леностно поступит, тяжкий ответ будет иметь, яко пренебрегатель пользы Государства». То есть на первом плане в уставе – польза Отечеству, которая немыслима без высоких моральных качеств человека, связавшего свою жизнь с флотом России.

В четвёртой книге подробно были описаны правила «благого поведения на кораблях», численность офицерских слуг согласно рангам, способы определения вознаграждения за взятие неприятельских судов, боевые раны и выслугу лет. Людей военных «Бог в такое состояние определил, в котором… чаще других смертным страхам себя подвергать должность имеют, неотложно исполняя службу государя и Отечества», – так писал Пётр I. В уставе оговаривались вопросы социальной защиты пострадавших во время службы, обеспечения их семей: «Ежели кто изувечен будет в бою, или иным случаем… того к магазинам, в гарнизоны или штатскую службу употребить, повысив чином; а ежели так изувечен, что никуды не годен будет, то такого в гошпитали кормить до его смерти; а ежели в госпитали быть не похочет, то награждён будет годовым жалованием и дать паспорт». Каждый знал: что бы ни случилось, его не бросят, а в случае его гибели вдова и дети получат помощь. По словам Николая Рогулина, Пётр I следовал убеждению, что любой военный человек, вне зависимости от чина – это в первую очередь защитник Отечества. А значит, государство обязано о нём заботиться и после окончания службы.

Книга пятая «О штрафах» представляла собой военно-морской судебный и дисциплинарный уставы. В ней расписаны самые разные преступления – измена, дезертирство, переписка с неприятелем, сдача корабля и так далее. В главе «О смертном убийстве» есть такие слова: «Ежели кто отца, или командира своего наглым образом до смерти убьёт, онаго колесовать». То есть убийство командира приравнивалось к самому страшному греху – отцеубийству. Пётр настойчиво проводил мысль, что командир по отношению к своим подчинённым должен вести себя как отец по отношению к детям: заботиться о них, обучать и воспитывать, подавать пример добросовестного исполнения служебных и нравственных обязанностей. Именно эта мысль, поддерживаемая православной традицией, стала основой Морского устава Петра Великого.

Устав Петра I был важнейшим законодательным документом российского флота. После доработки он был переиздан в 1724 году и с незначительными изменениями действовал до 1797 года, когда был заменён новым, учитывавшим изменение представлений о способах ведения боя. В своих же нравственных основаниях Морской устав Петра Великого актуален и в настоящее время.

Изображение (фото): Президентская библиотека


Участники событий и другие указанные лица:

  • Апраксин Фёдор Матвеевич, один из создателей Российского военно-морского флота, сподвижник Петра I, генерал-адмирал, первый президент Адмиралтейств-коллегии, командовал русским флотом в Северной войне и Персидском походе;
  • Голицын Михаил Михайлович, русский полководец, генерал-фельдмаршал, президент Военной коллегии, соратник Петра I, участник Северной войны годов, представитель рода Голицыных;
  • Крюйс Корнелиус (Корнелий) Иванович, русский адмирал норвежского происхождения, первый командующий Балтийским флотом;
  • Романов Пётр I Алексеевич, последний русский царь и первый император Всероссийский, развернувший масштабные реформы и расширивший территории российского государства.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10630 публикаций
Сайт: www.prlib.ru/news/2022035
Поделиться:

Интересно:

Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
22.03.2025 10:03 Аналитика
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
В "Московском журнале" вышла статья сотрудника Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Юлии Масловой, в которой рассказывается о московских антикварах и книготорговцах XIX-XX века Большаковых. В числе прочего отмечается, что один из видных представителей этой династии нашел способ сделать свою фирму известной по всей стране. Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара. "Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он. Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя...
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
21.03.2025 15:10 Аналитика
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
Краткая история 6 дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы - 160 стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии (II формирования) в 1941 – 1945 гг.   Формирование дивизии  3-7 июля 1941 г. – проходило формирование дивизии. Основным центром формирования дивизии был Институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, где располагался штаб дивизии. Формирование частей дивизии проводилось в нескольких учебных заведениях Дзержинского района. Основными местами формирования дивизии были предприятия и учреждения района: заводы «Борец», «Станколит», Московский комбинат твердых сплавов, «Красный штамповщик», фабрики имени Ногина, «Детская книга», а также Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, наркоматы внутренних и иностранных дел СССР, танковой промышленности и др. Более 170 предприятий и учреждений Дзержинского...
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей...
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
21.03.2025 11:03 Аналитика
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
Найти точные, документально подтверждённые сведения о Чёрной Руси не представляется возможным, хотя Чёрная Русь обозначена на некоторых старинных картах и упоминается в средневековых документах. Скупые сведения источников по-разному интерпретируются различными авторами. В данной ситуации для исследования истории Чёрной Руси необходимо познакомиться с разными точками зрения и выявить преобладающие мнения. Изучая Чёрную Русь, невозможно не коснуться вопроса о других «цветных» территориях средневековой Руси. Как объясняется колористическое обозначение некоторых территорий Руси в средние века? Согласно средневековым источникам, в средние века существовали Чёрная, Белая и Червонная (Красная) Русь. Почему для обозначения территорий использовали цвета? Согласно одной из гипотез, цветные названия отражали древнюю традицию красками обозначать стороны света: чёрный цвет соответствовал обозначению...
Белая Русь: Что означало и где располагалась
20.03.2025 11:06 Аналитика
Белая Русь: Что означало и где располагалась
Историко-географический термин «Белая Русь» находится в одном ряду с другими «цветными» обозначениями Руси – «Чёрная Русь» и «Червонная (Красная) Русь» и является столь же неопределённым понятием с перемещающимся географическим расположением и неоднозначным смысловым наполнением. Что известно о Белой Руси? Об изучении вопроса о Белой Руси Неясность определения названия «Белая Русь» лежит не столько в плоскости недостатка источников, сколько в их вольной интерпретации, зависящей от глубины исторических знаний исследователя. Более того, учёные выяснили, что в литературе, в том числе научной, в угоду собственным политическим и идеологическим взглядам, авторы допускают искажение цитат из письменных источников и ссылаются на несуществующие документы и факты. К примеру, в ряде современных работ сообщается, что Николай I запретил использование названия «Белоруссия», истоком которого являлся...