05.09.2025 13:09
Аналитика.
Просмотров всего: 1075; сегодня: 2.

Народные приметы о богатстве

Народные приметы о богатстве

В народе к богатству относились двояко: с одной стороны, бытовало множество магических обрядов, призванных приумножить деньги. С другой стороны, считалось, что большие деньги — от нечистого, быстрое и внезапное обогащение объясняли дружбой с дьяволом. Читайте в нашем тексте, что такое неразменный рубль и как его достать, зачем носить с собой щербатую монетку, почему повитуха собирала деньги в кашу и как, по поверьям, усопшие покупали себе место в загробном мире.

Как достать волшебный рубль

Волшебный неразменный рубль упоминается не только в сказках и поверьях, но и в быличках — рассказах очевидцев, которые, по их словам, встречались с нечистью или повидали необъяснимое. Считалось, что магическая монета всегда возвращалась к своему хозяину, сколько бы тот ни купил на нее товаров. А еще — обнаруживалась в кармане, даже если терялась или была украдена.

Неразменным мог быть рубль, пятак или червонец — и металлический, и бумажный. Но чтобы деньги вернулись, владелец должен был брать сдачу — хоть пару копеек — и класть их в карман. По поверьям, если этим пренебречь, то чудесный рубль пропадет. А в руки он давался только раз в жизни, так что если хозяин лишался неразменных денег, то навсегда.

В разных регионах в народе ходили способы получить чудесную монету, например выменять у домового на угощение. На Пасхальной неделе хозяевам следовало оставлять ему кашу, борщ и хлеб, и если подношение понравится, то якобы домовой расплатится неразменным рублем. Считалось, что получить магические деньги можно также за жареного гуся:

Поверье о неразменном, или неизводном, рубле, который можно достать у нечистого, продав ему на перекрестке в полночь жареного в перьях гусака…

Из книги Владимира Даля «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»

Добыть рубль могла помочь черная кошка, но котята такой масти считались редкостью — якобы их всех сразу после рождения забирал дьявол. Его власть не распространялась только на тех, кто уже побывал в руках человека. Итак, следовало раздобыть черного котенка, потереть об него деньги, а затем пойти с ними на церковную службу. А там — держать их в руке и произносить заветные слова, например «у меня неразменный рубль есть». А еще с помощью черной кошки — правда, обманом — можно было добыть монету у банника, хозяина бани. В Воронежской губернии бытовал такой способ: нужно было запеленать животное, как младенца, и в полночь забросить его в баню со словами «на тебе ребенка, дай мне целковый». После следовало защитить себя от нечисти: быстро убежать и трижды перекреститься. Чтобы сберечься от злых духов, кошку также обвязывали нитью с узелками. Считалось, пока черти будут ее распутывать, человек успеет скрыться.

Куда бросать монетку, чтобы быть богатым

Разбогатеть в старину пытались и другими путями: магических обрядов существовало много. Например, во время пасхальной недели, в Великий четверг, хозяин вставал до рассвета и пересчитывал деньги, чтобы весь следующий год прошел в достатке. А когда начинал строить дом, в углы будущей постройки подкладывал серебряные или медные монеты, шерсть, зерна, иногда даже крестики или ценные вещи, доставшиеся по наследству от предков. Считалось, что с этим ритуалом в избе никогда не переведутся деньги и пища. Чтобы благополучие не оставляло семью, хозяин первым входил в дом и вносил туда хлеб и соль.

В народе бытовали и денежные приметы. Если весной первый раз слышишь кукушку, а в кармане при этом оказались монеты — весь год не будешь нуждаться. Чтобы доход рос, по поверьям, нужно было носить при себе щербатую монетку или потрепанную банкноту. А еще одна примета известна и сегодня: на новолуние нужно показать деньги молодому месяцу, и тогда следующие несколько недель они будут только прибывать.

В древности монеты иногда приносили в жертву. Например, при засухе проводили особый обряд — кормили воду: в колодец бросали хлеб, соль и деньги. Историки связывают древний обычай с представлениями о святых источниках и своеобразной плате за чудо. Этнограф Михаил Забылин во второй половине XIX века писал:

У нас на Руси и по сие время существуют св[ятые] озера, св[ятые] родники, которых воду предпочитают целительною, купаются в ней и бросают на дно таких бассейнов деньги, дорогие серьги, кольца, браслеты и прочее. Языческий отпечаток жертвоприношения хотя немыслим в наше время, но бессознательный обычай упорно удерживается…

Из книги Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»

Все старались разными ритуалами привлечь достаток, однако, если человек вдруг богател, считалось, что он сдружился с нечистью. Иногда так говорили и просто о состоятельных людях — якобы их капитал возник не без помощи бесов. В народе верили, что деньги своим хозяевам приносят особые духи.

Один из них — огненный змей — мог представать перед людьми в виде светящегося небесного тела, огненного коромысла или падающей звезды. По поверьям, дух проникал в дома через печные трубы, а на земле мог принимать человеческий облик. Он добывал для семьи не только деньги, но и еду из чужих домов. В некоторых регионах образ змея сближался с домовым, который приумножает богатство, приносит хозяевам золото и серебро.  

Крестильная каша с деньгами и могильные монеты

После рождения или крестин ребенка к матери приходили гости. Они дарили вещи и деньги. В некоторых регионах подношения предназначались именно младенцу — это называлось «на зубок». Считалось, что подаренные деньги обеспечивают ребенку достаток в будущем.

В крестильных обрядах участвовала повитуха, которая помогала ребенку появиться на свет. Она выносила гостям кашу, а те клали на нее монеты — это было ее вознаграждение за помощь в родах. Также золотые или серебряные монеты клали в пеленку, в которой крестили малыша, и в купель: по поверьям, это сулило не только будущее богатство, но и крепкое здоровье.

Деньги использовались и в похоронных обрядах. Так, монеты бросали в могилу, их подкладывали в гроб, заворачивали в платок на поясе усопшего. Деньгами обязательно задабривали заложных покойников — тех, кто умер неестественной смертью или был убит. Поминки в таком случае отличались от традиционных. Фольклорист и этнограф Дмитрий Зеленин писал в своем труде «Восточнославянская этнография»:

Эти поминки отличаются общим весельем и сопровождаются музыкой и свистом, причем последний, очевидно, должен отпугивать нечистую силу. На могилы заложных покойников бросают деньги и яйца; это можно считать жертвоприношением злым покойникам, насылающим на людей болезни.

В народе были и другие объяснения тому, зачем класть деньги в могилы. Одно из старинных толкований гласило, что деньги предназначаются тем, кто был прежде похоронен в земле. Другое объясняло, что так живые откупались от усопшего хозяина, чтобы за ним «не ушел» скот, то есть остался жив. Также говорили, что деньги нужны покойному, чтобы отдать долги после смерти, купить место на том свете или заплатить за переправу в загробный мир через огненную реку или море-океан. А могильщики не забирали ценные предметы, если на месте свежей могилы находили древние захоронения, — чтобы души покойных не прогнали умершего.

Автор: Маргарита Ковынева. Портал "Культура.РФ"

Изображение (фото): «Купец» («Старик с деньгами»). Художник Борис Михайлович Кустодиев, 1918 год. Музей-квартира И. И. Бродского


Участники событий и другие указанные лица:

  • Даль Владимир Иванович, русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, военный врач, автор «Толкового словаря живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12174 публикации
Сайт: www.culture.ru/materials/257802/narodnye-primety-o-bogatstve
Поделиться:

Интересно:

«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
13.11.2025 21:31 Новости
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
Сеть клиник «Будь Здоров» второй год подряд уверенно занимает лидерские позиции ведущего рейтинга лучших работодателей, проводимого информационным агентством Росбизнесконсалтинг (РБК). По итогам IV Рейтинга ведущих российских работодателей РБК «Будь Здоров» вошла в ТОП лучших компаний-работодателей списка. По данным РБК, количество компаний — участников рейтинга работодателей РБК в 2025 году увеличилось на 85% по сравнению с прошлым годом. В рейтинге представлены лидеры и ключевые игроки всех крупнейших секторов российской экономики – российские компании с общим числом сотрудников 3,9 млн человек. В анкетировании могли принять участие любые коммерческие компании со штатом более 50 человек. Эксперты, в число которых вошли HR-специалисты ведущих российских компаний, оценивали участников по пяти ключевым направлениям, в числе которых условия работы и уровень оплаты труда, эффективность...
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
13.11.2025 20:12 Новости
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
В Музее обороны «Брестская крепость-герой» прошло заседание научно-методического совета, на которой рассматривались вопросы, касающиеся судеб участников обороны Брестской крепости, в том числе и граждан Российской Федерации.По приглашению белоруской стороны принял участие в работе заседания и член Общественной палаты РФ и ЧР – Председатель Совета Регионального отделения «Поисковое движение России» в ЧР Иса Сардалов.      "Музей обороны «Брестская крепость-герой» является одним из наших основных партнеров реализации проекта «Ушедшие в бессмертие», в рамках которой нами проводится комплекс поисковой и научно-исследовательской работы, направленной на исследование, изучение и проведение анализа событий театра боевых действий в годы Великой Отечественной войны при обороне Брестской крепости и подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях. И во время моего сентябрьского...
Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...