24.05.2024 09:26, Редакция: 24.05.2025 09:06
Аналитика.
Просмотров всего: 10646; сегодня: 16.

24 мая - День славянской письменности и культуры

24 мая - День славянской письменности и культуры

Сегодня в России отмечается День славянской письменности и культуры. Он приурочен ко дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности. Аналогичные праздники есть и в других славянских государствах.

История торжества уходит корнями в IX век: именно тогда в стенах монастыря был создан первый славянский алфавит – глаголица. Стимулом для его создания стала в первую очередь миссионерская деятельность и проповедование христианства. Кирилл и Мефодий создали универсальный и доступный письменный язык, перевели на него основополагающие церковные труды и открыли, таким образом, христианству дорогу на восток. Более того, создание славянского алфавита в дальнейшем дало мощный импульс распространению грамотности и развитию славянской культуры в целом. Как зарождался славянский алфавит и какие сведения об этом сохранились в письменных источниках?

Сведения о жизни святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян – находим в различных произведениях древнерусской литературы, прежде всего в житиях этих святых. Наиболее известна пространная редакция жития св. равноап. Кирилла (Константина) Философа. Оно содержит ценные сведения о жизни и деятельности создателя славянской азбуки. Большинство исследователей считает, что это житие было написано в Великой Моравии между 869-м и 882 годом.

По данным известного болгарского исследователя Христо Трендафилова, автора статьи в «Словаре книжников и книжности Древней Руси», известно 48 полных сохранившихся списков жития св. Кирилла. Но не менее ценны и фрагменты списков житий. Среди них – и небольшой фрагмент жития св. Кирилла в пергаменном сборнике XIV в. среднеболгарского извода (Ф. 236. № 93. Л. 18–18 об.).

Одним из древнейших и исправных списков является хранящийся в собрании Московской духовной академии Отдела рукописей РГБ список пространной редакции жития, датирующийся последней четвертью XV в. (Ф.173/I. № 19. Л. 365–368). Текст его написан полууставом. Рукопись украшена вязью, малыми киноварными инициалами, балканским орнаментом. В указанном списке данное сочинение помещено после «Книги 16 пророков», оно имеет заглавие «Житие и жизнь и подвизи иже во святых отца нашего Константина Философа, первого наставника и учителя словеньску языку».

В Отделе рукописей РГБ находится ещё один список пространной редакции жития первой четверти XVI в. (Ф. 212. № 9). Имя автора жития не указано в произведении, и исследователи высказывают разные предположения о возможном авторе. Одни считают автором жития св. равноап. Мефодия, другие – его учеников, прежде всего свв. равноапп. Климента и Наума Охридских.

Считается, что житие свт. Мефодия создано в кон. IX – нач. X в., поскольку оно упоминается в «Повести временных лет» под 898 годом. Также упоминается оно в житиях свв. Наума и Климента Охридских. Автор его неизвестен, но по предположениям разных учёных им могли быть Климент Охридский, или Горазд, или епископ Константин Преславский. Житие Мефодия сохранилось в шестнадцати списках, древнейший из которых дошёл до нашего времени в составе знаменитого Успенского сборника (XII–XIII вв.). В Отделе рукописей РГБ хранится краткое проложное житие свт. равноап. Мефодия в списке XV в. под названием «Память святителю Мефодию Моравскому» (Ф. 87. № 24.4. Л. 32–33). В этом списке более подробно рассказывается о моравском периоде жизни и деятельности святителя, а о византийском сказано довольно кратко. Вероятно, этот список был приобретен В.И.Григоровичем в одной из южнославянских стран, на что указывают не только особенности его письма – южнорусский полуустав, но и сам факт нахождения в собрании этого известного собирателя рукописей.

Очень редким и интересным для изучения истории текста представляется ещё один уникальный список XIX в. жития святых Кирилла и Мефодия, составленный для болландистов, вероятно, русским членом ордена иезуитов археологом Иваном Михайловичем Мартыновым. О нём известно, что он успешно окончил Санкт-Петербургский императорский университет и отправился путешествовать за границу, где принял католичество и продолжил своё образование. Мартынов остался жить во Франции, основал в Париже Кирилло-Мефодиевское общество и в 1860-е гг. издавал «Кирилло-мефодиевский сборник». Он является возможным составителем рассматриваемого сборника из Отдела рукописей РГБ, хранящегося в собрании графа Н.П.Румянцева (Ф. 256. № 151. Л. 29–34).

Об обстоятельствах и причинах создания славянской азбуки святыми равноапостольными братьями читаем и в сочинении «О письменах» черноризца Храбра начала X в.: «Прежде убо словене не имеаху письмен, но чертами и резами гадааху, погани сущи. Крестивше же ся римсками и греческыми письмены, нуждаахуся писати словенску речь без устроения. Ну како можется писати добре греческами письмены Бог, или живот, или зело. Аще ли вопросиши словенскыя букваря, глаголя: кто письмена сотворил есть, или кто книгы преложил? Вси ведят и отвещав речеть: святый Константин философ, нарицаемый Кирил, тот письмена створи и книгы преложи, и Мефодии, брат его… А лето же от создания всего мира 6363… Так разум, братие, Бог есть дал словеном…». Это сочинение сохранилось в нескольких списках РГБ (Ф. 379. № 15, сер. XVII в.; Ф.247. № 21, посл. треть XVII в.).

Перу свт. Климента Охридского принадлежат «Похвала блаженному отцу нашему и учителю словеньскому Кириллу Философу» и «Похвальное слово Кириллу и Мефодию», в которых он говорит о том, что святой равноапостольный Кирилл «просветил бесчисленные народы, во тьме неведения лежащие». «Слово похвально Кириллу Философу и Мефодию Моравскому» – сочинение свт. Климента Словенского – находим в составе старообрядческого сборника середины XIX в. (Ф.212. № 61. Л. 206–216).

Как видим, все рукописные произведения, хранящиеся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, в которых рассказывается о создании славянской азбуки святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, свидетельствуют не только об обстоятельствах, связанных с возникновением и начальным развитием славянской письменности, но и о высокой оценке деятельности великих просветителей славян составителями разных произведений.

Текст: Крутова Марина Семеновна, доктор филологических наук, главный палеограф Отдела рукописей Российской государственной библиотеки.

Фото: пресс-служба Российской государственной библиотеки.


Участники событий и другие указанные лица:

  • Румянцев Николай Петрович, русский государственный деятель, министр иностранных дел, меценат, коллекционер, основатель Румянцевского музея, первого русского кругосветного плавания, Государственный канцлер, сын военачальника графа Петра Румянцева-Задунайского.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11222 публикации
Сайт: historyrussia.org/sobytiya/v-rossii-otmechaetsya-den-slavyanskoj-pismennosti.html
Поделиться:

Интересно:

Клиники «Будь Здоров» вошли в список лучших медицинских организаций
16.06.2025 06:38 Новости
Клиники «Будь Здоров» вошли в список лучших медицинских организаций
Крупнейшая на рынке ДМС страховая компания СОГАЗ представила ежегодный список лучших медицинских организаций, составленный на основе отзывов пациентов, обращающихся по полисам ДМС. В число особо отмеченных клиентами СОГАЗ и награжденных знаком «Клиника года» вошли клиники «Будь Здоров», получившие высокие оценки пациентов.  В этом году, как отмечают авторы, этот статус получили 255 клиник. Всего СОГАЗ сотрудничает с более чем с 8,5 тыс. медицинских учреждений. Основной критерий отбора - лояльность пациентов, обращающихся в клинику по полисам ДМС - удовлетворенность качеством медпомощи, сервисом и готовность рекомендовать клинику. Помимо этого, клиника должна работать по программам ДМС СОГАЗа, иметь рейтинг не ниже 4,7 балла, получить минимум 30 отзывов за год и обеспечить долю жалоб не выше 0,1% от обращений. Директор Департамента по работе со страховыми компаниями и юридическими...
Крупнейшие города Российской империи
15.06.2025 10:13 Аналитика
Крупнейшие города Российской империи
Развитие страны определяется её экономическими и политическими показателями, привлекательность – достопримечательностями и природными красотами, а величие – её городами. Во времена Российской империи, просуществовавшей почти два века – с 1721 по 1917 годы – могущество страны быстро росло, а к концу XIX века темпы экономического роста России превзошли темпы развития ведущих стран мира. Быстро увеличивалась численность населения городов, многие из которых превратились в промышленные центры. Население Санкт-Петербурга и Москвы превысило миллионную отметку. На рубеже XIX-XX веков в список крупнейших городов Российской империи, с численностью населения, превышающей 200 тысяч человек, входили пять городов (по данным переписи 1897 года без учёта Польши и Финляндии): 1. Санкт-Петербург – численность населения 1 млн 264 тыс. человек; 2. Москва – 1 млн 38 тыс.; 3. Одесса – 403 тыс.; 4. Рига – 282...
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
14.06.2025 10:07 Аналитика
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
Города, как и всё на земле, не вечны: они разрушаются, перестраиваются, гибнут во время стихийных бедствий и вражеских нашествий, переносятся на новые места, приобретают новый облик. Но есть в народных сказаниях сообщения о таинственном исчезновении городов или части городов: города или храмы исчезали под водой, уходили под землю или вдруг оказывались покинутыми всеми жителями. Вода с древних времён имела сакральное значение для славян: воду считали кровью Матери Сырой Земли, водоразделом между миром земным и небесным, поэтому многие сказания связаны с водой. Самой известной русской легендой об исчезновении города под водой является сказание о граде Китеже. Китеж Согласно преданию, город, названный Большим Китежем, был построен в начале XIII века великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, основателем Нижнего Новгорода. Оказавшись однажды на берегу озера Светояр с прозрачной водой...
Патриотизм и мода
12.06.2025 12:20 Интервью, мнения
Патриотизм и мода
Можно ли объединить эти смыслы и сделать их взаимно востребованными? Дизайнерский дом «Misha'Le» однозначно отвечает «Да»! Коллекция «Триколор», созданная в марте этого года дизайнером Еленой Мишаковой, уже в мае была полностью распродана клиентам бренда. Коллекция «Триколор» объединяет современные тенденции моды с элементами российского флага, символизируя единство и силу нашей страны. Каждая деталь одежды выполнена с особой тщательностью, отражая индивидуальность и характер владельца. Основные особенности коллекции:- Креативный стиль. Одежда подходит для всех возрастов как для повседневной носки, так и для особых случаев;- Уникальные материалы. Используются высококачественные ткани, обеспечивающие комфорт, удобство и долговечность;- Элементы дизайна включают элементы российского триколора, такие как полосы белого, синего и красного цветов. Коллекция «Триколор» привлекает внимание...
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
10.06.2025 16:05 Интервью, мнения
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
Сейчас фольклористы и этнографы из Волгограда работают над съемками масштабного историко-документального фильма о казачьих традициях. Команда проекта пытается детально воссоздать обряд проводов донского казака на военную службу. Фильм получил рабочее название "Проводы казака на службу в станице Луганской". О том, как традиционно провожали на воинскую службу и на войну казаков Дона и Кубани, рассказали заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" кандидат искусствоведения Василий Воронин и ведущий российский исследователь истории и культуры казачества, доктор философских наук, профессор, научный сотрудник лаборатории истории и культуры российского казачества Южного федерального университета Андрей Яровой. — Как выглядел традиционный обряд проводов казака на военную службу? Была ли у него единая структура? В.Воронин: У кубанских...