25.11.2024 11:58
Аналитика.
Просмотров всего: 10873; сегодня: 1.

550 лет «Хождению за три моря»

550 лет «Хождению за три моря»

Индия – сказочное пространство для русского средневекового человека. Такие произведения древнерусской литературы как «Сказание об Индийском царстве», «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Сказание о брахманах» говорят о романтизации и мифологизации этого далекого края. 

Об интересе к Индии свидетельствуют и выполненные русскими книжниками переводы. В одной из рукописей переведенного сочинения Косьмы Индикоплова «Христианская топография» можем найти слово «О животных индийских» с замечательными миниатюрами. Среди изображенных зверей встречается и «бобр», в которого стреляет «тамошний земец». Индийский «бобр» является «сородичем» сибирского «бабра» – этим словом в средневековой Руси обозначали тигра.

Формированию невероятного образа Индии способствовало отсутствие постоянных и интенсивных связей между русскими и индийскими землями. К 1121 г. относится первое упоминание о русских на территории самой Индии: в «Диване» Масуда Сад Салмана из Лахора название славянина ассоциируется с «красноватым», или просто «красивым», цветом кожи. Из русских источников известен лишь один случай прямого политического взаимодействия двух государств. В сентябре 1532 г. Индия на краткий миг прорубила окно в Восточную Европу. Ко двору московского великого князя Василия III прибыло посольство Бабура, основателя династии Великих Моголов. Пробыв в Москве незначительный срок, послы поспешили в обратную дорогу, не зная, что их повелителя уже нет в живых и престол занят другим лицом. Едва приоткрытое окно снова захлопнулось, состоявшиеся в Москве переговоры не имели видимых политических последствий.

В массе литературных произведений, посвященных Индии, было одно, текст которого не содержал ни заведомо сказочных повествований, ни более или менее откровенных следов авторского вымысла – этим произведением было сочинение жителя Твери, волею судьбы оказавшегося в этих далеких землях. Преодолев протяженный и трудный путь, купец Афанасий Никитин составил подробное описание своего путешествия, а заботливые переписчики сохранили его труд для дальнейших потомков.

Подлинная рукопись «Хождения за три моря» не сохранилась. Самый древний и полный список этого текста, относящийся к середине XVI в., хранится в рукописном отделе Российской государственной библиотеки (РГБ).

Российский государственный архив древних актов (РГАДА) обладает вторым по древности и полноте списком, изданным в 1820 г. академиком П.М. Строевым во 2-й части «Софийского временника».

«Хождение за три моря» неоднократно привлекало к себе внимание исследователей, но до сих пор невозможно дать точные ответы на, казалось бы, простые вопросы – кем был автор текста, куда и зачем он держал путь? Купец Афанасий Никитин вряд ли принадлежал к числу наиболее богатых и именитых представителей своего сословия. Об этом свидетельствует то, что Афанасий затеял свое торговое предприятие «в долг». Караван был дважды разграблен, и Афанасий, в отличие от других купцов, не мог вернуться обратно на Русь, так как в таком случае не смог бы рассчитаться со своими «кредиторами».

Исследователям удалось установить вероятные годы путешествия Никитина: он начал свой путь из Твери в 1468 г., оказался в Индии в 1471 г. и вернулся в Европу осенью 1474 г. Таким образом, сейчас мы отмечаем 550-летие возвращения купца в более знакомый ему «христианский мир».

Неоднократно в историографии возникал вопрос: действительно ли автора Хождения интересовал исключительно торговый интерес? Не являлся ли он шпионом или дипломатом? На самом деле предполагать подобную политическую цель путешествия Афанасия едва ли возможно. Стремясь в ходе своего странствия, примкнуть к дипломатической миссии москвича Василия Папина, Никитин нигде даже не намекает на собственную аналогичную роль. Оказываясь же при дворах нескольких властителей, он ни разу не представляется им в качестве дипломата. На цель Афанасия намекает и сама логика его повествования.

Степень полноты сообщаемых Никитиным сведений зависела не от того, насколько известно было описываемое место или явление на Руси вообще, а насколько оно было знакомо представителям вполне конкретного социального слоя – купечества. Чем дальше от Каспия, тем подробнее становится повествование Никитина. Афанасий описывал торговые пункты, через которые пролегал его путь, упоминал о товарах, производящихся в тех или иных городах, не забывая оговорить и столь существенный для путешественника вопрос как климатические условия, в коих приходится вести дела.

Никитина отличала практичность в описании образа жизни встречаемых им народов. Афанасий стремился сосредоточиться на действительно важных сведениях – достоверной информации о том, что другие купцы могут встретить на своем пути. Внимание к религиозным обычаям и обрядам индусов и, напротив, отсутствие такого интереса к верованию мусульман, может объясняться тем, что его потенциальным читателям – таким же, как он, купцам – мусульмане были хорошо знакомы. Не найти в «Хождении» и ярких эмоциональных оценок со стороны автора.

В основном Афанасий путешествовал по территории Бахманийского султаната, но, по-видимому, также сопроводил паломников-индуистов на празднование Махашиваратри во враждебную этому исламскому государству Виджаянагарскую империю. Путь домой купца лежал через Персию и Трапезунд к Черному морю и далее в Кафу (Феодосию) и через Подолию и Смоленск. До дома он, однако, так и не добрался, а умер в дороге под Смоленском.

С течением времени достоверных сведений и фактов прямого общения становилось все больше, и если в XV-XVI вв. связи между Россией и Индией не носили регулярного характера, то в XVII в. ситуация начинает меняться. В Астрахани появился индийский гостиный двор, и индийские купцы стали торговать на Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде, а также в Москве, Ярославле и других городах. 

Автор: Е.С. Евдокимова, Российский государственный архив древних актов (РГАДА).

Изображение (фото): из открытых источников


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: Библиотеки, Государство, История, Литература: произведения, издания, авторы, Международные отношения, Политика, Торговля, дистрибуция, продажи, Туризм, путешествия, отели
Сайты субъектов РФ: Астраханская область, Крым Республика, Москва, Нижегородская область, Смоленская область, Тверская область, Ярославская область
Сайты столиц субъектов РФ: Астраханская область - Астрахань, Нижегородская область - Нижний Новгород, Смоленская область - Смоленск, Тверская область - Тверь, Ярославская область - Ярославль
Сайты городов субъектов РФ: Крым Республика - Феодосия
Сайты федеральных округов РФ: Приволжский федеральный округ, Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ
Сайты стран: Индия, Иран, Россия, Турция, Украина
Сайты регионов мира: Азия Южная, Ближний Восток, Европа Восточная
Сайты объединений стран: БРИКС (BRICS), ОПЕК - Организация стран - экспортёров нефти, СНГ - Содружество независимых государств, ШОС - Шанхайская организация сотрудничества

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11222 публикации
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_9718
Поделиться:

Интересно:

Клиники «Будь Здоров» вошли в список лучших медицинских организаций
16.06.2025 06:38 Новости
Клиники «Будь Здоров» вошли в список лучших медицинских организаций
Крупнейшая на рынке ДМС страховая компания СОГАЗ представила ежегодный список лучших медицинских организаций, составленный на основе отзывов пациентов, обращающихся по полисам ДМС. В число особо отмеченных клиентами СОГАЗ и награжденных знаком «Клиника года» вошли клиники «Будь Здоров», получившие высокие оценки пациентов.  В этом году, как отмечают авторы, этот статус получили 255 клиник. Всего СОГАЗ сотрудничает с более чем с 8,5 тыс. медицинских учреждений. Основной критерий отбора - лояльность пациентов, обращающихся в клинику по полисам ДМС - удовлетворенность качеством медпомощи, сервисом и готовность рекомендовать клинику. Помимо этого, клиника должна работать по программам ДМС СОГАЗа, иметь рейтинг не ниже 4,7 балла, получить минимум 30 отзывов за год и обеспечить долю жалоб не выше 0,1% от обращений. Директор Департамента по работе со страховыми компаниями и юридическими...
Крупнейшие города Российской империи
15.06.2025 10:13 Аналитика
Крупнейшие города Российской империи
Развитие страны определяется её экономическими и политическими показателями, привлекательность – достопримечательностями и природными красотами, а величие – её городами. Во времена Российской империи, просуществовавшей почти два века – с 1721 по 1917 годы – могущество страны быстро росло, а к концу XIX века темпы экономического роста России превзошли темпы развития ведущих стран мира. Быстро увеличивалась численность населения городов, многие из которых превратились в промышленные центры. Население Санкт-Петербурга и Москвы превысило миллионную отметку. На рубеже XIX-XX веков в список крупнейших городов Российской империи, с численностью населения, превышающей 200 тысяч человек, входили пять городов (по данным переписи 1897 года без учёта Польши и Финляндии): 1. Санкт-Петербург – численность населения 1 млн 264 тыс. человек; 2. Москва – 1 млн 38 тыс.; 3. Одесса – 403 тыс.; 4. Рига – 282...
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
14.06.2025 10:07 Аналитика
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
Города, как и всё на земле, не вечны: они разрушаются, перестраиваются, гибнут во время стихийных бедствий и вражеских нашествий, переносятся на новые места, приобретают новый облик. Но есть в народных сказаниях сообщения о таинственном исчезновении городов или части городов: города или храмы исчезали под водой, уходили под землю или вдруг оказывались покинутыми всеми жителями. Вода с древних времён имела сакральное значение для славян: воду считали кровью Матери Сырой Земли, водоразделом между миром земным и небесным, поэтому многие сказания связаны с водой. Самой известной русской легендой об исчезновении города под водой является сказание о граде Китеже. Китеж Согласно преданию, город, названный Большим Китежем, был построен в начале XIII века великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, основателем Нижнего Новгорода. Оказавшись однажды на берегу озера Светояр с прозрачной водой...
Патриотизм и мода
12.06.2025 12:20 Интервью, мнения
Патриотизм и мода
Можно ли объединить эти смыслы и сделать их взаимно востребованными? Дизайнерский дом «Misha'Le» однозначно отвечает «Да»! Коллекция «Триколор», созданная в марте этого года дизайнером Еленой Мишаковой, уже в мае была полностью распродана клиентам бренда. Коллекция «Триколор» объединяет современные тенденции моды с элементами российского флага, символизируя единство и силу нашей страны. Каждая деталь одежды выполнена с особой тщательностью, отражая индивидуальность и характер владельца. Основные особенности коллекции:- Креативный стиль. Одежда подходит для всех возрастов как для повседневной носки, так и для особых случаев;- Уникальные материалы. Используются высококачественные ткани, обеспечивающие комфорт, удобство и долговечность;- Элементы дизайна включают элементы российского триколора, такие как полосы белого, синего и красного цветов. Коллекция «Триколор» привлекает внимание...
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
10.06.2025 16:05 Интервью, мнения
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
Сейчас фольклористы и этнографы из Волгограда работают над съемками масштабного историко-документального фильма о казачьих традициях. Команда проекта пытается детально воссоздать обряд проводов донского казака на военную службу. Фильм получил рабочее название "Проводы казака на службу в станице Луганской". О том, как традиционно провожали на воинскую службу и на войну казаков Дона и Кубани, рассказали заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" кандидат искусствоведения Василий Воронин и ведущий российский исследователь истории и культуры казачества, доктор философских наук, профессор, научный сотрудник лаборатории истории и культуры российского казачества Южного федерального университета Андрей Яровой. — Как выглядел традиционный обряд проводов казака на военную службу? Была ли у него единая структура? В.Воронин: У кубанских...