13.10.2023 10:46
Мероприятия.
Просмотров всего: 15787; сегодня: 3.

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

На масштабной экспозиции, приуроченной к 145-летию мастера, представлено около 80 произведений разных периодов его творчества из коллекции Русского музея и частных собраний.

Творчество Кузнецова известно публике в основном знаменитыми картинами «степного» и «бухарского» циклов 1910-х. На нынешней экспозиции он раскрывается и как мастер, создавший немало произведений на темы нового колхозного и индустриального строительства в 1920-е – 1930-е. На выставке также представлены книги, альбомы, письма, фотографии и другие материалы, связанные с жизнью и творчеством Кузнецова. Именно в собрании Русского музея находятся вошедшие в золотой фонд отечественной живописи произведения Павла Кузнецова 1910-х годов – времени высшего расцвета его таланта – «Продавец птиц», «Стрижка овец», «Гадание».

В 1900-е Павел Кузнецов был видным представителем символизма в русском искусстве, организатором главной символистской выставки «Голубая роза» (1907) в Москве – знакового события эпохи Серебряного века. В конце 1900-х он отошел от прежних мотивов и стилистики. Судьбоносным стало для него обращение к Востоку. Из года в год мастер совершал поездки в заволжские («киргизские») степи (1909-1912), затем в древние центры Туркестана – Бухару и Самарканд (1912-1913). 1910-е стали временем высшего расцвета таланта Кузнецова.

В первом зале выставки можно увидеть работы «степного» цикла. «Дождь в степи» (1912) и «Степной пейзаж с юртами» (1911-1912) – панорамы степи с юртами и силуэтами людей вдали. На других картинах предстают степь и женщины за повседневными занятиями («В степи», «Стрижка овец», «У кошары», все – 1912; «В степи (Лежащая в юрте)», 1912-1913; «Вечер в степи», 1915-1916). В степях Заволжья, в простых, «от века» повторяющихся событиях Кузнецов нашел мудрый смысл жизни, гармоничное слияние с природой, утраченные европейской цивилизацией.

В представленных в этом же зале «бухарских» картинах, связанных с городской культурой, значительную роль играет изображение архитектуры («Продавец птиц», 1912). Тишина и покой господствуют в картинах «Гарем» (1912) и «Восточный мотив» (1912-1913). Спокойное созерцание на берегу, неторопливая беседа под сенью   чинары – таковы натурные сцены у бассейна («Чайхана», «У водоема», «Водоем» (все – 1912). Картина «Гадание» (1912), вероятно, тоже связана с Бухарой, с таинственной романтикой ее городской культуры. В Бухаре у Кузнецова появился и интерес к натюрморту («Натюрморт с подносом», 1916; «Натюрморт с хрусталем», около 1919).

Картины «степного» и «бухарского» циклов высоко оценивались критиками. Как можно увидеть на выставке, ими не исчерпывается творчество мастера в 1910-х. В 1912-м им создан портрет друга с юных лет, известного скульптора Александра Матвеева. В 1916–1917 годах Кузнецов исполнил для журнала «Аполлон» иллюстрации к поэме Николая Гумилева «Дитя Аллаха. Арабская сказка», созданные с учетом традиций восточной миниатюры.

Продолжают экспозицию произведения 1920-х. В 1923-м художник издал три альбома по мотивам путешествий 1910-х: два выпуска черно-белых литографий «Туркестан» и один цветных – «Горная Бухара». Гравюры содержат характерные мотивы «Востока» Кузнецова, но не повторяют композиции 1910-х («Узбечка», «Верблюды»).

С середины десятилетия Кузнецов работал в новых для него местах – в Крыму, на Северном Кавказе, в Грузии и Армении. Он писал горы и возделанные людьми холмистые пейзажи («Крымский пейзаж», 1926; «Чайная плантация в Грузии», 1928). Характерны для этого периода сцены труда с крупно взятыми фигурами (серия «Табачниц», 1925-1926; «Жницы», 1927; «Сбор винограда», 1928). Появились ставшие классикой национальной живописи полотна – «Крестьянки» (1926), «Отдых пастухов» (1927). Как и ранее, мастер писал портреты творческой интеллигенции: поэта Сергея Городецкого (1924), Александра Матвеева (1928).

В 1930-е мастер много работал, участвовал в выставках. На экспозиции можно увидеть оптимистичные и радостные работы, созданные в поездках по стране – изображения строек десятилетия («Канал Волга–Москва», 1934). Кузнецов запечатлел возведение зданий в столице Армении («Строительство новой улицы в Ереване», «Строительство в Армении» (все – 1931). Там же появились холсты «Ковровщицы» (1931), изображающие творческий труд мастериц.

Значительное место в творчестве Кузнецова по-прежнему занимало изображение работы на земле («Колхоз в Армении», 1936; «Колхозные стада», 1935-1936). Мастер писал сцены жатвы с просторами полей под ясным небом («Сбор хлеба на Кубани», 1938). Гармоничны и разнообразны натюрморты Кузнецова («Цветы и дыни», 1932; «Ромашки», конец 1930-х; «Натюрморт. Персики и яблоки», 1940).

В последнем зале экспозиции можно убедиться, что Кузнецов интенсивно трудился и в 1940-е – 1950-е. Накануне войны создан лиричный холст «Бебутова в Кратове», изображающий жену художника за написанием натюрморта. Радость наступившей мирной жизни ощущается в «Натюрморте с цветами» (1945). В 1950-е мастер сосредоточился на жанрах пейзажа и натюрморта («Цветы и виноград», 1953), реже создавая портреты («Портрет О. Л. Книппер-Чеховой», 1952). 

Выставка организована при поддержке Благотворительного фонда «Лукойл» и продлится до 29 января 2024 года.

Фото: Министерство культуры Российской Федерации.


Участники событий и другие указанные лица:

  • Гумилёв (Грант) Николай (Анатолий) Степанович, русский поэт, прозаик, драматург, переводчик и литературный критик, путешественник, африканист, муж Анны Ахматовой, отец Льва Гумилёва, расстрелян 26 августа 1921 года, посмертно реабилитирован.

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11103 публикации
Сайт: culture.gov.ru/press/news/v_korpuse_benua_otkrylas_vystavka_pavel_varfolomeevich_kuznetsov_1878_1968_/
Поделиться:

Интересно:

24 мая - День славянской письменности и культуры
24.05.2025 09:06 Аналитика
24 мая - День славянской письменности и культуры
Сегодня в России отмечается День славянской письменности и культуры. Он приурочен ко дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности. Аналогичные праздники есть и в других славянских государствах. История торжества уходит корнями в IX век: именно тогда в стенах монастыря был создан первый славянский алфавит – глаголица. Стимулом для его создания стала в первую очередь миссионерская деятельность и проповедование христианства. Кирилл и Мефодий создали универсальный и доступный письменный язык, перевели на него основополагающие церковные труды и открыли, таким образом, христианству дорогу на восток. Более того, создание славянского алфавита в дальнейшем дало мощный импульс распространению грамотности и развитию славянской культуры в целом. Как зарождался славянский алфавит и какие сведения об этом сохранились в письменных...
Лейб-гвардии Семеновский полк: первые в боях и походах
23.05.2025 18:23 Аналитика
Лейб-гвардии Семеновский полк: первые в боях и походах
В дореволюционной России этот полк отмечал день своего создания 23 мая каждого года. Семеновский полк — один из двух первых полков русской гвардии. Он по праву считался одним из лучших в рядах Императорской гвардии. Созданный самим Петром Великим, полк снискал неувядаемую славу и всеобщее уважение. О славных семеновцах и пойдет сегодня речь. Название полку дало подмосковное село Семеновское недалеко от одного из мест летнего пребывания царского двора. Изначально Семёновский полк относился к так называемым потешным полкам. Их создали для игр и забав молодого царя Петра Алексеевича и его ближайшего окружения из дворянских недорослей и дворовых слуг. Вскоре забава с «потешным войском» обрела иной смысл: создать профессионально подготовленную и преданную монарху гвардию, которая могла бы защитить Петра от любого...
Об антифашистских движениях в странах Европы расскажет выставка
23.05.2025 15:26 Мероприятия
Об антифашистских движениях в странах Европы расскажет выставка
В Библиотеке иностранной литературы состоялась торжественная церемония открытия мультимедийной выставки «Сопротивление Европы», посвященной архивным документам об антифашистских движениях в странах Европы. Вечер начался с приветственного слова Министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой, которое представила генеральный директор Библиотеки иностранной литературы Марина Захаренко. Ольга Любимова, Министр культуры Российской Федерации: "Выставка Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино, организованная совместно с Российским государственным военным архивом и семьей Маргариты Ивановны Рудомино, подтверждает тот факт, что в России помнят о героях Сопротивления и чтут память о них. Движение Сопротивления в странах Европы носило интернациональный...
Москва приняла участие в форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum»
22.05.2025 16:39 Новости
Москва приняла участие в форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum»
Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) принял активное участие в XVI Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum». Делегацию возглавил Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черёмин. Министр выступил на нескольких ключевых мероприятиях. В частности, на сессии «Россия – страны MENA: от торговли к кооперационным проектам» он рассказал о торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве Москвы со странами региона MENA. В 2024 году товарооборот Москвы с государствами Ближнего Востока и Северной Африки составил около 14,4 млрд долларов. Этот показатель не только растёт, но и становится более диверсифицированным. Помимо традиционных поставок сырьевых товаров, увеличивается экспорт высокотехнологичной продукции — машин и оборудования, электротехнических...
1000 лет со дня рождения Анны Ярославны
22.05.2025 16:13 Аналитика
1000 лет со дня рождения Анны Ярославны
В Средние века дипломатических контактов между Францией и Русью практически не существовало. Исключением стал династический брак между королем Генрихом І и княжной Анной Ярославной, дочерью великого князя киевского Ярослава Владимировича Мудрого. Ярослав Мудрый запомнился не только масштабными преобразованиями и внешнеполитическими успехами, но и обширными династическими связями: его женой была дочь шведского короля Олафа, он выдал замуж свою сестру за польского короля, а двух старших дочерей – за венгерского и норвежского королей. В России длительное время было неизвестно об этой интересной матримониальной связи, так как в фокус внимания летописцев не попадали подобные события. До сих пор мы не знаем о происхождении и судьбе многих жен и дочерей древнерусских князей. Даты рождения Анны Ярославны и ее кончины точно не установлены. В историографии сложилось мнение, что она родилась не...