20.02.2024 09:38
Новости.
Просмотров всего: 19903; сегодня: 4.

К 100-летию режиссера-документалиста и писателя Василия Катаняна

К 100-летию режиссера-документалиста и писателя Василия Катаняна

В культовом фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром!» есть эпизод, в котором Женю Лукашина и Галю ждет к себе в гости на Новый год семья Катанян. Рядовой зритель едва ли обратил на это внимание, а вот все причастные к советскому кинематографу понимали, что таким образом Рязанов отметил своего близкого друга и коллегу – режиссера-документалиста и писателя Василия Васильевича Катаняна.

Кинодокументалистика, увы, почти всегда находится в тени яркого и волнующего художественного кино. Оттого и режиссеры, посвятившие себя этой профессии, редко добиваются такой известности, как их коллеги, снимающие художественные фильмы. Но В.В. Катаняна можно считать исключением из этого правила. Талантливый, требовательный профессионал и глубоко эрудированный, обладавший искрометным чувством юмора харизматичный человек, – он стал неотъемлемой частью эпохи и ее мемуаристом.

Этому немало способствовало происхождение Василия Катаняна и окружение, в котором он рос: его отцом был литературовед, писатель и биограф В.В. Маяковского Василий Абгарович Катанян, матерью – журналистка и певица Галина Дмитриевна Клепацкая. В 1928 г. Катаняны переехали из Тифлиса, где родился Василий, в Москву, а в 1937 г. отец ушел из семьи к Л.Ю. Брик, с которой у В.В. Катаняна впоследствии сложились дружеские отношения. Общение с многочисленными знакомыми и друзьями Василия Абгаровича и Лили Юрьевны развивало его вкус, любовь к театру, балету и кино, способствовало формированию собственных дружеских связей.

Несмотря на искреннее увлечение искусством, свою трудовую биографию В.В. Катанян начал на авиационном заводе, куда он устроился в годы Великой Отечественной войны сначала токарем, а затем фрезеровщиком. Но уже в 1944 г. он поступил во ВГИК, на режиссерский факультет, в мастерскую Г.М. Козинцева. На одном курсе с ним учились Станислав Ростоцкий, Зоя Фомина, Лия Дербышева, Виллен Азаров. Здесь же, в стенах ВГИКа произошло переросшее в многолетнюю дружбу знакомство Василия Катаняна с Эльдаром Рязановым, который называл друга «личностью высокой человеческой пробы».

«Вася был среди нас самым элегантным и самым остроумным, – вспоминал позднее Э.А. Рязанов. – Элегантность его была прирожденной. Все мы в 1944-45 годах ходили черт-те в чем, в залатанных штанах и заштопанных рубашках. Но Вася, носивший обноски, как и остальные, выделялся франтовством: напялит на себя немыслимый берет или накинет какой-нибудь яркий шарф и прямая ему дорога на подиум — показывать моды нищих. Хотя слово “подиум” мы тогда не знали. Васе была свойственна особенная пластика — отточенные, почти балетные жесты, грациозная походка, а его длиннющие ноги как бы говорили о том, что принадлежат аристократу».

В положенный срок, в 1950 г., В.В. Катанян выпустился из института с дипломом режиссера игрового кино, но по рекомендации Г.М. Козинцева (который, по воспоминаниям Рязанова, приводил студентам железный аргумент: «Лучше самостоятельно работать и делать фильмы из жизни ткачих или насекомых, чем бегать за бутербродами для постановщика в художественном кино») решил уйти в документалистику. Так его вторым домом на следующие сорок лет стала Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ).

Уже в 1951 г. на экраны вышел его первый полнометражный документальный фильм «Юные спортсмены», а спустя четыре года снятый им «Остров Сахалин» (1954 г.) был включен в программу короткометражных и документальных фильмов Международного кинофестиваля в Каннах. Из Франции он уехал без награды, но в 1956 г. получил первую премию на кинофестивале в Брюсселе.

Трудно найти тему, к которой не обратился бы в своем творчестве В.В. Катанян как режиссер или сценарист: в его фильмографии есть ленты о спорте, советских экспедициях в Антарктиду, республиках СССР, поездках советских лидеров за рубеж, гастролях мировых звезд и кинофестивалях в Москве и многие, многие другие – в общей сложности более 120 документальных и документально-художественных фильмов, а также сюжетов для киножурналов.

Но особенно успешными и запоминающимися стали его биографические работы, посвященные известным деятелям культуры, со многими из которых Катанян не просто был знаком, но и дружил: «Сергей Эйзенштейн» (1958 г.), получивший приз на Международном фестивале документальных фильмов в Эдинбурге, «Поль Робсон» (1959 г.), «Всеволод Вишневский» (1960 г.), «Майя Плисецкая» (1964 г., 1981 г. – вторая редакция), удостоенный гран-при на Международном кинофестивале фильмов об искусстве в Бергамо, «Аркадий Райкин» (1967 г.), «Композитор Родион Щедрин» (1970 г.), «На концерте Людмилы Зыкиной» (1978 г.), «Анна Ахматова. Листки из дневника» (1988 г.). За еще один фильм – «Партизаны. Война в тылу врага» в составе эпопеи Романа Кармена «Великая Отечественная» (1978 г.) – В.В. Катанян в 1980 г. был удостоен Ленинской премии.

На протяжении всей жизни, с детских лет, Василий Катанян вел дневники, фиксируя в них повседневную жизнь, происходившие вокруг исторические события, впечатления от общения с самыми разными людьми. В конце жизни они вместе с архивами В.А. Катаняна и Л.Ю. Брик, унаследованными им после смерти отца и мачехи, стали основой его воспоминаний и биографических книг о тех, кто был ему дорог. Так, в 1994 г. увидела свет его книга «Сережа. Цена вечного праздника», посвященная С.И. Параджанову, в 1997 г. – объемные воспоминания «Прикосновение к идолам», в которых он рассказал о своих великих современниках, в том числе, – о М.М. Плисецкой, с которой он дружил на протяжении сорока лет, а еще через год – «Лиля Брик, Владимир Маяковский и другие мужчины».

Уже после смерти В.В. Катаняна, наступившей после продолжительной болезни 30 апреля 1999 г., всего через два месяца после празднования его 75-летнего юбилея, были опубликованы еще две его книги: в 2000 г. вышла переписка Эльзы Триоле с Лилией Брик, которую он готовил сам, а в 2001 г. – отрывки из его дневников «Лоскутное одеяло». Подготовку последней книги завершала жена В.В. Катаняна – известный киновед и специалист по японскому кинематографу Инна Юлиусовна Генс, с которой они поженились в 1963 г. и были вместе до конца. Предисловие к «Лоскутному одеялу» написал Эльдар Рязанов. Он озаглавил его «Мой первый друг. Мой друг бесценный» и особенно подчеркивал свойственное этой книге и важнейшее для любого произведения мемуарного жанра качество – правдивость: «Я помню его первые литературные опыты. Они, честно говоря, не производили особого впечатления. Мне показалось, что записи были суховатыми и в чем-то ученическими. Но раз от разу его документальные воспоминания становились все добротнее, мастеровитее, талантливей. В большинстве своих новелл он опирался на дневниковые записи. Поэтому во всех его мемуарах совершенно нет вранья. Правда, его нет еще и потому, что Вася не выносил приблизительности, неточности и сочинительства, когда речь шла о конкретных людях. […] Я благодарю судьбу, что она одарила меня таким другом. Рассказывая о Василии Катаняне, я хотел передать собственную любовь и нежность к нему и попытаться заставить читателя разделить со мной эти чувства...».

Личный фонд Василия Васильевича Катаняна в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ, ф. 3222) состоит из 512 единиц хранения за 1903–2004 гг. Часть своего творческого архива В.В. Катанян передал еще при жизни, в 1997 г. Оставшиеся документы поступили в 2002–2008 гг. от его вдовы И.Ю. Генс. Материалы фонда достаточно полно представляют личную и творческую биографию режиссера: это режиссерские и литературные сценарии его фильмов, творческие заявки, фотографии рабочих моментов съемок и кадров, рукописи воспоминаний, статей, обширной переписки, биографические документы и др.

Есть документы В.В. Катаняна и в других фондах архива – в первую очередь, конечно, в ф. 2577 «Брик Лили Юрьевна (1891–1978) – переводчица, ее муж Катанян Василий Абгарович (1902–1980) – литературовед».

Текст: К.В. Яковлева, Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ).


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


В.В. Катанян с женой И.Ю. Генс. 1990-е гг. РГАЛИ
В.В. Катанян с женой И.Ю. Генс. 1990-е гг. РГАЛИ

Афиша фильма В.В. Катаняна «Звезды встречаются в Москве», посвященного Московскому международному кинофестивалю 1959 года. РГАЛИ
Афиша фильма В.В. Катаняна «Звезды встречаются в Москве», посвященного Московскому международному кинофестивалю 1959 года. РГАЛИ

Режиссерский сценарий В.В. Катаняна для художественно-документального фильма «Майя Плисецкая». 1964 г. РГАЛИ
Режиссерский сценарий В.В. Катаняна для художественно-документального фильма «Майя Плисецкая». 1964 г. РГАЛИ

Кадр из художественно-документального фильма В.В. Катаняна «Майя Плисецкая». 1964 г. РГАЛИ
Кадр из художественно-документального фильма В.В. Катаняна «Майя Плисецкая». 1964 г. РГАЛИ

Афиша фильма «Майя Плисецкая» на фасаде кинотеатра «Художественный» в Москве. 1964 г. РГАЛИ
Афиша фильма «Майя Плисецкая» на фасаде кинотеатра «Художественный» в Москве. 1964 г. РГАЛИ

Творческая заявка В.В. Катаняна на фильм «Музы и пушки». 20 августа 1969 г. РГАЛИ
Творческая заявка В.В. Катаняна на фильм «Музы и пушки». 20 августа 1969 г. РГАЛИ

Письмо В.В. Катаняна – Л.Ю. Брик и В.А. Катаняну в связи со смертью Эльзы Триоле. 24 июля 1970 г. РГАЛИ
Письмо В.В. Катаняна – Л.Ю. Брик и В.А. Катаняну в связи со смертью Эльзы Триоле. 24 июля 1970 г. РГАЛИ

Воспоминания В.В. Катаняна о Лиле Брик. Март 1989 г. РГАЛИ
Воспоминания В.В. Катаняна о Лиле Брик. Март 1989 г. РГАЛИ

Фотография находящихся на отдыхе в Красной Пахре (слева направо) В.В. Катаняна, Э.В. Абайдуллиной, Э.А. Рязанова. 28 марта 1995 г. РГАЛИ
Фотография находящихся на отдыхе в Красной Пахре (слева направо) В.В. Катаняна, Э.В. Абайдуллиной, Э.А. Рязанова. 28 марта 1995 г. РГАЛИ


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11344 публикации
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_7138
Поделиться:

Интересно:

Сражение у Новодвинской крепости. Как кормщик Иван Рябов спас Россию
06.07.2025 12:06 Аналитика
Сражение у Новодвинской крепости. Как кормщик Иван Рябов спас Россию
Туманным вечером 6 июля 1701 года у строящейся Новодвинской крепости показались три неизвестных корабля, шедших в сторону Архангельска. Шли они под нейтральным флагом, однако настороженность вызывал тот факт, что дошли неясные слухи, будто сюда движется шведская эскадра, к тому же недавно в данном районе пропало русское судно с командой стрельцов да таможенником на борту. Для досмотра неизвестных судов был направлен баркас, а возглавил группу лично командир Холмогорского гайдуцкого полка Григорий Животовский. Когда русская лодка достаточно приблизились к ближайшему кораблю, завязался разговор между Животовским и представителем корабельной команды. Он настойчиво приглашал подняться русского офицера на борт, когда один из стрельцов разглядел, сквозь приоткрытый пушечный порт на борту корабля, затаившуюся на нижней палубе большую группу вооруженных шведских солдат. Стрелец успел...
Мэр Москвы открыл выставку о великом князе Сергее Александровиче
04.07.2025 10:36 Мероприятия
Мэр Москвы открыл выставку о великом князе Сергее Александровиче
Сергей Собянин открыл выставку «Августейший хозяин Москвы». Она посвящена великому князю Сергею Александровичу (1857–1905) — первому и единственному представителю императорского дома Романовых, возглавлявшему Первопрестольную (с 1891 по 1905 год). «Нынешняя выставка в Музее Москвы, конечно, не может не привлекать внимания и не трогать сердца москвичей. Потому что период, когда Сергей Александрович был генерал-губернатором Москвы, — это один из самых лучших периодов развития города. Я бы назвал его вообще революционным периодом, потому что именно при нем был дан такой толчок развитию Москвы, когда она из провинциального, мягко говоря, не очень комфортного и чистого города начала превращаться в один из лучших европейских городов. В этот период было сделано то, что не было сделано перед этим целое столетие», — сказал Сергей Собянин. Экспозиция в Музее...
Сокровища ризницы Новодевичьего монастыря впервые показали в Туле
03.07.2025 17:14 Мероприятия
Сокровища ризницы Новодевичьего монастыря впервые показали в Туле
В филиале Государственного исторического музея в Туле открылась выставка «Новодевичий монастырь. История и легенды», приуроченная к 500-летнему юбилею основания древней православной обители. Экспозиция знакомит с многовековой историей монастыря и рассказывает о его роли в сохранении традиционной духовной культуры. «Исторический музей и Новодевичий монастырь связывают особые отношения. В тяжелые годы богоборчества, когда многие обители закрывались или были разрушены, Новодевичий монастырь обрел защиту благодаря статусу музейного объекта в составе Исторического музея. Именно это спасло национальную святыню от печальной судьбы множества разрушенных храмов и монастырей. Сотрудники музея бережно хранили редкие памятники истории нашей страны, уникальную коллекцию православного искусства. Жители Тулы получат уникальный шанс увидеть святыни монастыря – никогда ранее эти ценности не покидали...
Вечная память защитникам столицы!
03.07.2025 14:03 Мероприятия
Вечная память защитникам столицы!
Депутаты Мосгордумы возложили цветы к монументам в честь 84-й годовщины начала формирования Московского народного ополчения. Мероприятия в память о подвиге народных ополченцев Москвы проходят на мемориальных объектах, связанных с формированием дивизий Московского народного ополчения летом и осенью 1941 года. Патриотическая программа «Памяти Московского народного ополчения» реализуется с 2015 года по инициативе депутатов Мосгордумы при поддержке Мэра Москвы Сергея Собянина и Правительства Москвы. Сквер на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Народного Ополчения, памятник москвичам – бойцам народного ополчения: Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:  «84 года назад, 3 июля 1941 года, простые москвичи по зову сердца вступили в ряды Московского народного ополчения. Это были рабочие и студенты, учителя и артисты...
Акция в память о подвиге народных ополченцев Москвы
02.07.2025 19:16 Мероприятия
Акция в память о подвиге народных ополченцев Москвы
Депутаты Мосгордумы примут участие в патронатной акции в честь 84-й годовщины начала формирования Московского народного ополчения. Мероприятия в память о подвиге народных ополченцев Москвы пройдут 3 июля, в четверг, на мемориальных объектах, связанных с формированием дивизий Московского народного ополчения летом и осенью 1941 года. Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников (фракция партии «Единая Россия») почтит память жителей Москвы, вставших на ее защиту в годы Великой Отечественной войны, и возложит цветы у памятника москвичам – бойцам народного ополчения в сквере на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Народного Ополчения. В мероприятии примут участие исполняющий обязанности Председателя Московского Комитета ветеранов войны Виктор Закидкин, ветераны, представители общественности, управы района и муниципального округа...