05.12.2024 12:45, Редакция: 16.06.2025 15:16
Аналитика.
Просмотров всего: 13855; сегодня: 95.

Исторические знания в Древней Руси

Исторические знания в Древней Руси

Современному человеку получить знания по истории просто: в его распоряжении огромное количество источников – книги, интернет, средства массовой информации, музеи, путешествия. А как познавали историю люди в Древней Руси и какие исторические источники Руси существовали? На каком уровне были исторические знания в те далёкие времена?

Постижение истории продолжается столько времени, сколько существует человеческое общество. Историческое мышление начало формироваться в глубокой древности: люди издревле пытались понять, что было раньше и что будет потом. Свои представления и знания о прошлом люди далёких веков оставили потомкам в виде мифов, легенд, преданий.

К IX веку – времени зарождения древнерусского государства – на Руси уже была сформирована прочная база исторических знаний, основанная на восприятии восточнославянской мифологии и на влиянии скандинавской и византийской культур. Носителями знаний были монахи-книжники, побывавшие в других странах дружинники и купцы, а также служители, которым полагалась обладать определёнными умениями и навыками.

В XII веке епископ Кирилл Туровский, «златоуст» Древней Руси, разделил древнерусских историков на два вида: витии (песнотворцы), облекающие свои повествования в устную, поэтическую или песенную форму, и летописцы-бытописатели, описывающие события в хронологическом порядке. Содержание их повествований являлось основным источником получения исторических знаний в Древней Руси.

Устные исторические источники Руси

Самым доступным источником получения знаний о прошлом было устное народное творчество – хранилище народных знаний. Распространяли исторические знания, а также информацию о текущих событиях народные сказители, которые переходили из одной местности в другую по всей Руси, неся с собой целый мир преданий, мифов, легенд, сказаний, поэм – всего того, что было накоплено народом веками. Яркие, талантливо преподнесённые в поэтической форме картины прошлого, запоминались и передавались дальше из уст в уста; родители пересказывали детям истории о богатырях, о славных битвах, о великих князьях. К этим рассказам добавлялись истории из семейной памяти о подвигах воинов своего рода и о народных страданиях. Так устное народное творчество в Киевской Руси получило своё художественное развитие. Фольклор, одинаковый для всех слоёв населения, формировал общие представления о мире и общенародные исторические знания, которые передавались другим поколениям.

Мифы отвечали на вопрос человека, как был создан мир. После крещения Руси славянская языческая мифология переплелась с христианской. Так, славянские мифы о создании мира божественными силами насыщались и правились христианской идеологией: исторические события в славянской мифологии объяснялись волей языческих богов, в христианской – волей единого Господа.

Былины передавали ценные исторические сведения, включая события, имена и характеристики конкретных исторических персонажей: Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Микулы Селяниновича и других.

Рассказы о подвигах богатырей, вооружённых тугим луком, стрелами калёными, палицами, копьями и мечами, формировали чувство патриотизма. В былинах отражалось отношение народа к междоусобицам: например, «Былина про Буслаева» рассказывала о борьбе политических партий в Новгороде, осуждая личные устремления бояр к власти и обогащению. Многие былины эмоционально передавали картины народных бедствий: так, былина «Илья и Калин-царь» образно рассказывала о нашествии монгольского полчища, от которого «мать сыра земля от войска потрясалася».

Предания, позже зафиксированные в летописях, рассказывали о важных событиях в истории Древней Руси: о походе князя Олега на Царьград, о мести княгини Ольги древлянам за гибель своего мужа, князя Игоря, и о других значимых историях, формируя народную историческую память.

Легенды, помимо вымышленных сведений, содержали сообщения и о фактических событиях. Так, в легенде о Твердиславе и князе Рамире, есть сообщение о взятии города Ростова князем Мстиславом Тмутораканским – событие, которое действительно имело место. 

В целом, устное народное творчество явилось первоисточником для формирования исторической памяти и исторического самосознания древнерусского народа.

Письменные исторические источники Руси

Появление письменности явилось революционным событием для накопления исторических знаний и укрепления связи поколений. Распространение грамотности среди разных слоёв населения Киевской Руси (подтверждением чему являются берестяные грамоты, найденные в разных местностях древнерусского государства), делали письменные источники доступными для значительной части населения. Основание книжного дела в Киеве и Новгороде в начале XI века способствовало распространению знаний на Руси. К фольклору, как источнику исторических знаний, добавились письменные источники.

Летописание

Русские летописи (записи по «летам» или годам) – уникальное явление в мировой культуре. Летописи множились в разных списках, разветвлялись, предоставляя основу для создания местных летописей; по объёму и богатству сведений русскому летописанию не было равных в мире. Каждый летописец оставлял свой след в письменном наследии, по-своему интерпретируя происходящие события. Но все летописцы были едины во мнении: история княжеств должна быть частью истории единого древнерусского государства, а Древняя Русь должна рассматриваться как часть мирового пространства. Эти взгляды отражали исторические воззрения древнерусского народа.

Самым знаменитым литературным и историческим древнерусским памятником является «Повесть временных лет» (около 1113 года), составленная, по самой распространённой версии, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Этот труд охватывает исторический период от потопа до начала XII века. Полнота и глубина представленных сведений о прошлом и настоящем сделала «Повесть временных лет» основой для многих других летописей.

Автор «Повести временных лет» предоставил ответы на многие вопросы, которые волновали его современников. Размышляя над вопросом «Откуда есть пошла Русская земля», Нестор пришёл к выводу: Русь началась с миграции племён славян и руси с верховьев Дуная, с одной стороны, и с миграции племён славян, руси и варягов по Волго-Балтийскому пути, с другой. На вопрос о первом древнерусском князе Нестор отвечал: это был Кий, отвергая этим утверждением новгородские представления о Рюрике или Игоре как о первых князьях. Именно в «Повести» приводятся версии о выборе веры князем Владимиром Святославичем – крещение Руси летописец назвал ключевым событием. Так летопись Нестора стала источником получения ответов на многие исторические вопросы.

«Повесть временных лет» не была первым летописным сводом – традиционно считается, что в её основу легли более ранние своды: Лаврентьевская, Ипатьевская и Новгородская Первая летописи. Богатый круг первоначальных источников превратил летопись Нестора в ценный материал для понимания исторических представлений людей IX-XI веков. На патриотических идеях «Повести» воспитывались многие поколения русских людей. Сила государства в летописи связывалась с идеей единения, которая должна исходить от князей. Идеалом государственного деятеля для летописца был Владимир Мономах, который сумел объединить князей для борьбы с половцами. Учитывая, что «Повесть временных лет» содержала в себе ранее записанные сведения, можно предположить, что идея объединения доминировала в историческом сознании русского народа.

По записям другой летописи, Киевского летописного свода 1198 года, собранного игуменом Моисеем, видно, что русских людей интересовали события не только на Руси, но и в других странах.

К началу XII века относятся «Хождения» в Палестину, записанные игуменом черниговского монастыря Даниилом, ставшие ценным источником сведений о древностях Иерусалима и расширившие знания людей о святых местах.

В период удельной раздробленности темами летописей стали события, происходящие на земле отдельных княжеств. Летописцами становились не только монахи, но и люди, близкие к княжескому двору. Местные летописи отражали разъединение страны, преподнося деяния «своего» правителя в благоприятном для него свете. Принимая во внимание тот факт, что в междоусобной борьбе рядовые жители чаще всего выступали на стороне «своего» князя, можно сделать вывод, что местные летописцы отразили историческое сознание людей на тот период. Из значимых и своеобразных летописей учёные выделяют ростовское, черниговское, переяславское летописания с подробным изложением событий, происходящих на этих землях.

Литературные памятники

Древняя Русь оставила великое множество литературных произведений, отражающих исторические воззрения людей того времени.

Исторические идеи оформлялись, главным образом, в богословской литературе. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, первого русского (а не греческого) митрополита при Ярославе Мудром, написанное примерно в 1049 году, представляло собой обращение к народу и князьям Руси. Смысл существования народа, по мысли Илариона, заключался в познания себя и своей задачи перед Богом. Он считал, что величие Руси во всем христианском мире обеспечивалось верховной властью князя, ответственного за страну и за поддержание мира в ней.

Идея Божьего предопределения стала главной в объяснении причин народных бедствий. Так, епископ Владимирский Серапион (XIII век) считал монгольское нашествие Божьим наказанием за грехи и призывал людей жить по Божьим законам. По его мнению, грехи заключались в неумении княжеств объединиться и дать отпор врагу.

«Слово о полку Игореве» – единственный дошедший до нас образец исторической светской литературы XI-XII веков, который представляет богатство исторической мысли того времени. В произведении, упоминающем о порождённых землёй божествах, можно увидеть ссылки на дохристианскую мифологию, сохранившуюся в народной памяти. Автор сожалел о времени, которое «засевалось и прорастало междоусобицами», когда князья говорили: «Это моё и то моё же». Напоминая, что новгород-северскому князю Игорю в 1185 году пришлось одному выступить в поход против половцев, и русские воины «полегли за землю русскую», которая была обильно «кровью полита», автор исторического повествования призывал к объединению для защиты родной земли.

Идеи объединения перешли из произведений домоногольской эпохи в трагическое послемонгольское время. «Слово о погибели Русской земли» (середина XIII века) показывало рост национального самосознания: произведение, воспевая красоты Русской земли до разрушения её кочевыми ордами и передавая боль утрат, призывало к необходимости защиты родной земли объединёнными силами. 

Переводная литература

В первых русских школах, которые начали создаваться при монастырях в эпоху правления Владимира Святославича (X век), источниками для изучения прошлого были византийские исторические сочинения. К ним относились византийские хроники Иоанна Малалы, Георгия Синкелла и других авторов. Хроники Иоанна Малалы (VI век) описывали события в Константинополе, Георгия Амартола (IX век) – знакомили русских читателей с событиями всемирной истории.

Изучение этих трудов помогло формированию русской исторической мысли, сочетающей идеи христианства, византийской исторической концепции и явлений мировой истории. Известно, например, что автор «Слова о полку Игореве», используя троянский сюжет, знал античную историю.

Популярные у народа переводные жития святых (всего их было около 50) содержали исторические рассказы об известных личностях и событиях.

Переводная христианская литература способствовала пониманию идеи о близости славянских народов: например, широкое хождение на Руси имел «Шестоднев» болгарского священнослужителя Иоанна Экзарха (IX век). Русским людям были близки идеи Иоанна о происхождении мира и человека, его понятия о времени и пространстве, его размышления по философским и теологическим вопросам. Такие переводные работы как цикл легенд о чешском князе Вацлаве расширяли познания древнерусского человека о мировом процессе.

Таким образом, древнерусская историческая мысль нашла своё воплощение в устном народном творчестве и в литературных произведениях. В примерах прошлого жители Древней Руси искали примеры для подражания; образы героев и описание былых подвигов призваны были воспитывать дух патриотизма. Через всё древнерусское народное и литературное творчество сквозной нитью проходит важная идея – необходимость единения. Исторические идеи ещё не складывались в теории, но в Древней Руси был создан прочный фундамент для дальнейшего развития исторической мысли.

Изображение (фото): из открытых источников


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

Ростов Ярославской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11222 публикации
Сайт: mednolit.com/istoricheskie-znaniya-v-drevnej-rusi
Поделиться:

Интересно:

Клиники «Будь Здоров» вошли в список лучших медицинских организаций
16.06.2025 06:38 Новости
Клиники «Будь Здоров» вошли в список лучших медицинских организаций
Крупнейшая на рынке ДМС страховая компания СОГАЗ представила ежегодный список лучших медицинских организаций, составленный на основе отзывов пациентов, обращающихся по полисам ДМС. В число особо отмеченных клиентами СОГАЗ и награжденных знаком «Клиника года» вошли клиники «Будь Здоров», получившие высокие оценки пациентов.  В этом году, как отмечают авторы, этот статус получили 255 клиник. Всего СОГАЗ сотрудничает с более чем с 8,5 тыс. медицинских учреждений. Основной критерий отбора - лояльность пациентов, обращающихся в клинику по полисам ДМС - удовлетворенность качеством медпомощи, сервисом и готовность рекомендовать клинику. Помимо этого, клиника должна работать по программам ДМС СОГАЗа, иметь рейтинг не ниже 4,7 балла, получить минимум 30 отзывов за год и обеспечить долю жалоб не выше 0,1% от обращений. Директор Департамента по работе со страховыми компаниями и юридическими...
Крупнейшие города Российской империи
15.06.2025 10:13 Аналитика
Крупнейшие города Российской империи
Развитие страны определяется её экономическими и политическими показателями, привлекательность – достопримечательностями и природными красотами, а величие – её городами. Во времена Российской империи, просуществовавшей почти два века – с 1721 по 1917 годы – могущество страны быстро росло, а к концу XIX века темпы экономического роста России превзошли темпы развития ведущих стран мира. Быстро увеличивалась численность населения городов, многие из которых превратились в промышленные центры. Население Санкт-Петербурга и Москвы превысило миллионную отметку. На рубеже XIX-XX веков в список крупнейших городов Российской империи, с численностью населения, превышающей 200 тысяч человек, входили пять городов (по данным переписи 1897 года без учёта Польши и Финляндии): 1. Санкт-Петербург – численность населения 1 млн 264 тыс. человек; 2. Москва – 1 млн 38 тыс.; 3. Одесса – 403 тыс.; 4. Рига – 282...
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
14.06.2025 10:07 Аналитика
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
Города, как и всё на земле, не вечны: они разрушаются, перестраиваются, гибнут во время стихийных бедствий и вражеских нашествий, переносятся на новые места, приобретают новый облик. Но есть в народных сказаниях сообщения о таинственном исчезновении городов или части городов: города или храмы исчезали под водой, уходили под землю или вдруг оказывались покинутыми всеми жителями. Вода с древних времён имела сакральное значение для славян: воду считали кровью Матери Сырой Земли, водоразделом между миром земным и небесным, поэтому многие сказания связаны с водой. Самой известной русской легендой об исчезновении города под водой является сказание о граде Китеже. Китеж Согласно преданию, город, названный Большим Китежем, был построен в начале XIII века великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, основателем Нижнего Новгорода. Оказавшись однажды на берегу озера Светояр с прозрачной водой...
Патриотизм и мода
12.06.2025 12:20 Интервью, мнения
Патриотизм и мода
Можно ли объединить эти смыслы и сделать их взаимно востребованными? Дизайнерский дом «Misha'Le» однозначно отвечает «Да»! Коллекция «Триколор», созданная в марте этого года дизайнером Еленой Мишаковой, уже в мае была полностью распродана клиентам бренда. Коллекция «Триколор» объединяет современные тенденции моды с элементами российского флага, символизируя единство и силу нашей страны. Каждая деталь одежды выполнена с особой тщательностью, отражая индивидуальность и характер владельца. Основные особенности коллекции:- Креативный стиль. Одежда подходит для всех возрастов как для повседневной носки, так и для особых случаев;- Уникальные материалы. Используются высококачественные ткани, обеспечивающие комфорт, удобство и долговечность;- Элементы дизайна включают элементы российского триколора, такие как полосы белого, синего и красного цветов. Коллекция «Триколор» привлекает внимание...
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
10.06.2025 16:05 Интервью, мнения
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
Сейчас фольклористы и этнографы из Волгограда работают над съемками масштабного историко-документального фильма о казачьих традициях. Команда проекта пытается детально воссоздать обряд проводов донского казака на военную службу. Фильм получил рабочее название "Проводы казака на службу в станице Луганской". О том, как традиционно провожали на воинскую службу и на войну казаков Дона и Кубани, рассказали заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" кандидат искусствоведения Василий Воронин и ведущий российский исследователь истории и культуры казачества, доктор философских наук, профессор, научный сотрудник лаборатории истории и культуры российского казачества Южного федерального университета Андрей Яровой. — Как выглядел традиционный обряд проводов казака на военную службу? Была ли у него единая структура? В.Воронин: У кубанских...