08.04.2025 11:04
Аналитика.
Просмотров всего: 4801; сегодня: 3.

Церковная реформа XVII века и Великий раскол

Церковная реформа XVII века и Великий раскол

XVII век, бурно начавшись со Смуты, в середине периода вступил в не менее драматичный период своей истории – Великий церковный раскол, последствия которого проявлялись на протяжении нескольких веков. Церковная реформа патриарха Никона, поддержанная царём Алексеем Михайловичем, разделила не только русскую православную религиозную общину, но и всё общество, повлияв на историю, культуру и социальную жизнь страны. Какие цели преследовала церковная реформа? Почему в ходе проведения реформы возникло противостояние между различными группами религиозной общины, и к каким последствиям оно привело?

Церковная реформа XVII века возникла не на пустом месте, предпосылки к её проведению появились значительно раньше, постепенно формируя причины необходимости обновления церкви.

Политические причины проведения церковной реформы

В XVII веке православные христиане в южной Европе находились под притеснением польско-литовского католичества; страны Востока с православным населением, в том числе проживавшего на территории бывшей Византийской империи, были завоёваны Османской империей. Единственным самостоятельным православным государством была Русь, объединившаяся вокруг Москвы. Призыв к Руси взять на себя роль объединителя православных общин и заявить о себе как о наследнице Византийской империи был ясно сформулирован в XV веке псковским старцем Филофеем: «Москва – это Третий Рим». Идея Филофея стала программным лозунгом царя Алексея Михайловича (1629-1676, правил с 1645 года), поставившего своей целью во внешней политике укрепление связей с православными общинами в разных странах и возвышение Москвы в объединённом православном мире.

Мечту Алексея Михайловича о создании единого православного государства, построенного на основе благочестия, активно поддерживали греческие иерархи, часто посещавшие Москву. С помощью русского царя константинопольские патриархи, которым подчинялась московская православная община, надеялись восстановить своё былое величие. Им удалось убедить царя Алексея Михайловича в возможности Москвы встать во главе объединения православных церквей бывшей Византийской империи после их освобождения. Не последнее место в политике греков занимала надежда на увеличение количества милостыни, которую Москва регулярно посылала константинопольским иерархам.

Борьба восточнославянских стран против господства Османской империи, присоединение к Руси Малороссии в 1654 году и переговоры русского царя с молдавским господарем о присоединении к Руси превращали мечту об объединении православных земель в достижимую цель. Возможное объединение требовало приведения всех церковных правил к единому стандарту – на это неоднократно указывали константинопольские патриархи. Необходимость реформирования понимали и церковные власти Московского государства.

Религиозные причины реформы

Тревогу русской церковной и светской власти вызывали разночтения богослужебных книг, различия в порядке исполнения церковных обрядов и в системе церковного управления, появившиеся в местных епархиях ещё во времена феодальной раздробленности и усилившиеся во время Смуты. Реформы должны были исправить ранее допущенные ошибки и вернуть церковь к её первоначальным истокам.

Прежде всего, тексты священных и богослужебных книг надо было привести в соответствие с их древними источниками: при переписывании и при переводах текстов были допущены ошибки, описки, неточности, которые множились и всё больше искажали суть богословных книг, где каждый знак и буква считались священными. На серьёзные проблемы в книжном деле указывал ещё Стоглавый собор 1551 года, который потребовал следить за точным соответствием переписанных книг оригинальному тексту: «неповеляют неисправленных книг в церковь вносити».

Книгопечатание священных текстов не решило проблемы: за время Смуты на Руси появилось много книг, напечатанных в Речи Посполитой по правилам латинской грамматики, поэтому редакторам (справщикам) требовалось исправлять не только текстовые, но и грамматические несоответствия. При отсутствии единого образца тексты правились произвольно: например, источники для редактирования первого печатного русского Служебника 1602 года были выбраны справщиками по их предпочтениям. 

Социальные причины церковной реформы

Несмотря не то, что царь Алексей Михайлович из-за своей набожности был прозван «Тишайшим», время его правления было бурным, сопровождаемое народными бунтами и восстаниями. Церковь утрачивала свои позиции как объединяющая духовная сила, не могла противостоять народному возмущению. Невразумительные проповеди малограмотных священников, не умевших трактовать священные тексты, не находили отклика в душах людей; народ подвергал критике церковные поборы, осуждал и насмехался над попами-пьяницами и мздоимцами. Царский двор надеялся, что сильная единая церковь поможет противостоять народным волнениям.

Намеченные пути осуществления реформы

К середине XVII века стало ясно, что церковная реформа назрела, предстояло лишь выбрать путь, по которому должно идти реформирование. Необходимо было выбрать и первоисточник богослужебных книг, по которому можно было ориентироваться. В 40-50-х годах XVII столетия в столице и в провинциях начало развиваться движение «ревнителей благочестия». «Ревнители благочестия» считали, что «воцерковление» русского общества, то есть распространение церковных норм на все сферы жизни, привело бы к осуществлению идеи о Москве как о Великом Третьем Риме. Конкретным шагом к нравственному очищению должна была стать живая проповедь, близкая к народному пониманию и способная противостоять ересям, латинству и иноверию.

В Москве Кружок «ревнителей» возглавлял духовник царя Стефан Вонифатьев, сплотивший единомышленников, искренних и талантливых проповедников, в число которых входили настоятель Казанского собора протопоп Иван Неронов, окольничий царя Фёдор Ртищев, игумен Новоспасского монастыря, а затем новгородский митрополит Никон, протопоп Аввакум Петров из Юрьевца и многие другие. Их тревожила судьба православной Руси, защиту которой они видели в возращении истинной церкви. Но путь к православной Святой Руси им представлялся по-разному: единомышленники Ивана Неронова (протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь) полагали, что нужно вернуться к благочестию древней русской церкви; Вонифатьев, Ртищев и Никон предлагали в качестве образца взять греческие (византийские) богослужебные книги. В идеологических спорах победу, при поддержке царя, одержали сторонники греческой церкви.

Особое уважение царя завоевал умный, начитанный и энергичный Никон, который во время народного возмущения в Новгороде в 1650 году пастырским словом сумел усмирить непокорных новгородцев. По предложению царя в 1652 году Собор избрал патриархом Никона, которого стали величать «великим государем». Царь и царедворцы по велению нового патриарха на коленях поклялись «слушаться» его «как главного архипастыря и отца». Никону предстояло возглавить церковную реформу.

Реформа патриарха Никона

Талантливый организатор, патриарх Никон действовал по многим направлениям: он давал советы царю по вопросам внутренней и внешней политики, влиял на назначения чиновников и священнослужителей, в отсутствие государя председательствовал в Думе. Но своей главной задачей Никон считал управление церковью, преобразованной по греческому образцу; богослужебные тексты надлежало исправить и убрать всё «неисправленное». Реформирование охватило все стороны церковной жизни.

Изменения в богослужебном чине (в порядке церковной службы)

Идея объединения церквей в никоновской реформе выразилась в установлении единого для всех православных церквей богослужебного чина, в основном, по греческому образцу. Изменению подлежали текст и язык литургий, сократилось число тропарей во входных молитвах, изменились некоторые важные фразы: например, вместо «и во веки веком» надлежало произносить «и во веки веков». Были введены и другие богослужебные изменения, которые церковникам предстояло изучить.

Исправление священных и богослужебных книг

Для справы (пересмотра) богослужебных текстов требовались их оригиналы, и в 1654 году по распоряжению патриарха, поддержанного царём, на Восток с целью подбора древнегреческих текстов был отправлен иеромонах Арсений Суханов. Суханов нашёл и доставил в Москву около 700 текстов, приобретённых в Афоне и в других местах. Привезённые книги, включавшие помимо священных текстов труды Аристотеля, Гомера, Плутарха и других прославленных авторов, должны были стать основой для грамматических и лексических правок в богослужебных текстах, используемых в Московском царстве. Решение о необходимости «достойно и праведно исправити» тексты, руководствуясь древними греческими рукописями, было утверждено Собором в 1654 году. В 1656 году новоисправленные книги были разосланы по церквям; старые книги надлежало сжечь. Собор 1674 года утвердил писание «еллинским диалектом» (то есть греческим письмом): например, написание имени Господа «Iсус» было заменено на «Iисус».

Правильность богослужения. Основные законы богослужения XVI века были установлены на Стоглавом соборе 1551 года, но единая традиция совершения культа на Руси отсутствовала. Существовали соловецкая, московская, новгородская и другие местные богослужебные традиции с почитанием местных угодников. Никон, при поддержке царя, решился на существенные изменения в религиозных обрядах:

- вместо двоеперстия вводилось знамение тремя перстами как почитание Святой Троицы; двуперстное знамение было предано проклятию;

- на богослужении «Аллилуйя» (Слава Тебе, Боже) следовало петь три раза, славя каждое лицо Троицы; двукратное пение «Аллилуйи» было предано проклятию;

- во время крестных ходов, при венчании и крещении вместо хождения посолонь (по солнцу или по часовой стрелке вокруг храма) было введено хождение противосолонь (против хода солнца), навстречу солнцу, что означало навстречу Господу;

- священникам в церкви дозволялось произносить проповеди собственного сочинения, что ранее порицалось как выражение самомнения;

- вместо многоголосия (обычая, когда для сокращения длительности богослужения несколько молитв читалось и пелось одновременно священником, дьяконом и чтецом) вводилось единоголосие: «петь в один голос и неспешно»;

- для богослужения допускались иконы только византийского (греческого) образца; запрету подлежали иконы, написанные на западноевропейский манер;

- земные поклоны на коленях (метания) заменялись поясными поклонами.

Литургизация жизни русского общества

Сторонники церковной реформы стремились, чтобы Божественная литургия (общий порядок) должна «изливаться» на каждую частичку земли, на все сферы жизни русского человека. К примеру, обычай нестрижения бороды, узаконенный Стоглавым собором как символ русской старины и как признак православия, был предан проклятию – реформа разрешала брадобритие.

Процесс очищения паствы Никон начал ещё будучи новгородским митрополитом: он запретил у себя в епархии продажу водки во время поста. По пути искоренения пьянства шёл и царь Алексей Михайлович, потребовав в 1647 году ограничить продажу алкоголя и закрывать кабаки по праздникам.

Пост патриарха предоставлял Никону огромные возможности, и он с энтузиазмом взялся за дело «воцерковления» страны. Специальными грамотами были запрещены многие традиционные увеселения: скоморошьи представления, показ дрессированных животных (в их облике можно было заподозрить оборотней), пение «бесовских» песен, различные массовые игрища; запрещались карточные игры. 

Последствия реформы

Нововведения Никона были восприняты неоднозначно: одни видели в реформах прогрессивное продвижение России к единению всех православных церквей; другие – нарушение русской культурно-исторической традиции. Противники реформ подвергли осуждению все действия Никона: книжные, обрядовые и государственные. Русское общество было в смятении: смена ориентиров в книжном деле привела к тому, что большая часть исправленных русских богослужебных книг воспринималась как искажённая. Болезненным был переход к трёхперстному крестному знамению, в котором многие увидели неуважение к Богу – ведь из трёх перст можно сложить кукиш; картину движения крестного хода против солнца протопоп Аввакум охарактеризовал как «дьявол их водит»; многоголосие трудно было искоренить из-за нерадивости священников. Добавление одной буквы в имя Христа было воспринято как принуждение поклоняться другому богу. Сторонники старой, традиционной веры, которых церковные власти назвали «старообрядцами», отказывались посещать церкви, стараясь на своих молениях следовать древним церковным обычаям и традициям; патриарха Никона они называли изменником и антихристом. Гнев вызывали рассказы о надругательстве Никона над старинными иконами, которые он разбивал в щепки. Противники реформ жестоко преследовались: протопопы Иван Неронов и Аввакум были отправлены в дальние обители, несогласных священников и архиереев заточили по монастырям. Никон твёрдо стоял на своих позициях – сторонники старой веры до конца следовали своим убеждениям. В стране произошёл Великий раскол.

Царь, возмужавший и получивший политический опыт, перестал поддерживать своего давнего советника и друга, который всё больше вмешивался в государственную жизнь. Никон, желая вернуть расположение царя, объявил, что он отказывается от патриаршества, и удалился в Воскресенский монастырь. Но царь не пошёл на поводу у взбунтовавшегося патриарха и, выждав продолжительное время, в 1666 году созвал представительный Собор, который осудил Никона и лишил его сана. Никон удалился в северный Ферапонтов монастырь. Он умер в 1681 году.

Тысячи противников никоновской реформы, названные раскольниками, спасая свою веру, бежали в труднодоступные места; их преследовали, казнили, ссылали, заключали в темницы. Главный идеолог раскольников протопоп Аввакум был отправлен в ссылку в Сибирь, затем был заточён в земляную тюрьму. Сожжение Аввакума, не отказавшегося от своей веры, ещё больше укрепило убеждения его сторонников. Раскол продолжался несколько веков.

12 января 2013 года в Успенском соборе Московского Кремля прошла Божественная литургия по дореформенному богослужебному чину – первая с XVII столетия. Через 350 лет стены Успенского собора услышали древнюю молитву, показавшую, что Церковь и вера едины. 

Изображение (фото): из открытых источников


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11222 публикации
Сайт: mednolit.com/cerkovnaya-reforma-xvii-veka-i-velikij-raskol
Поделиться:

Интересно:

Клиники «Будь Здоров» вошли в список лучших медицинских организаций
16.06.2025 06:38 Новости
Клиники «Будь Здоров» вошли в список лучших медицинских организаций
Крупнейшая на рынке ДМС страховая компания СОГАЗ представила ежегодный список лучших медицинских организаций, составленный на основе отзывов пациентов, обращающихся по полисам ДМС. В число особо отмеченных клиентами СОГАЗ и награжденных знаком «Клиника года» вошли клиники «Будь Здоров», получившие высокие оценки пациентов.  В этом году, как отмечают авторы, этот статус получили 255 клиник. Всего СОГАЗ сотрудничает с более чем с 8,5 тыс. медицинских учреждений. Основной критерий отбора - лояльность пациентов, обращающихся в клинику по полисам ДМС - удовлетворенность качеством медпомощи, сервисом и готовность рекомендовать клинику. Помимо этого, клиника должна работать по программам ДМС СОГАЗа, иметь рейтинг не ниже 4,7 балла, получить минимум 30 отзывов за год и обеспечить долю жалоб не выше 0,1% от обращений. Директор Департамента по работе со страховыми компаниями и юридическими...
Крупнейшие города Российской империи
15.06.2025 10:13 Аналитика
Крупнейшие города Российской империи
Развитие страны определяется её экономическими и политическими показателями, привлекательность – достопримечательностями и природными красотами, а величие – её городами. Во времена Российской империи, просуществовавшей почти два века – с 1721 по 1917 годы – могущество страны быстро росло, а к концу XIX века темпы экономического роста России превзошли темпы развития ведущих стран мира. Быстро увеличивалась численность населения городов, многие из которых превратились в промышленные центры. Население Санкт-Петербурга и Москвы превысило миллионную отметку. На рубеже XIX-XX веков в список крупнейших городов Российской империи, с численностью населения, превышающей 200 тысяч человек, входили пять городов (по данным переписи 1897 года без учёта Польши и Финляндии): 1. Санкт-Петербург – численность населения 1 млн 264 тыс. человек; 2. Москва – 1 млн 38 тыс.; 3. Одесса – 403 тыс.; 4. Рига – 282...
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
14.06.2025 10:07 Аналитика
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
Города, как и всё на земле, не вечны: они разрушаются, перестраиваются, гибнут во время стихийных бедствий и вражеских нашествий, переносятся на новые места, приобретают новый облик. Но есть в народных сказаниях сообщения о таинственном исчезновении городов или части городов: города или храмы исчезали под водой, уходили под землю или вдруг оказывались покинутыми всеми жителями. Вода с древних времён имела сакральное значение для славян: воду считали кровью Матери Сырой Земли, водоразделом между миром земным и небесным, поэтому многие сказания связаны с водой. Самой известной русской легендой об исчезновении города под водой является сказание о граде Китеже. Китеж Согласно преданию, город, названный Большим Китежем, был построен в начале XIII века великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, основателем Нижнего Новгорода. Оказавшись однажды на берегу озера Светояр с прозрачной водой...
Патриотизм и мода
12.06.2025 12:20 Интервью, мнения
Патриотизм и мода
Можно ли объединить эти смыслы и сделать их взаимно востребованными? Дизайнерский дом «Misha'Le» однозначно отвечает «Да»! Коллекция «Триколор», созданная в марте этого года дизайнером Еленой Мишаковой, уже в мае была полностью распродана клиентам бренда. Коллекция «Триколор» объединяет современные тенденции моды с элементами российского флага, символизируя единство и силу нашей страны. Каждая деталь одежды выполнена с особой тщательностью, отражая индивидуальность и характер владельца. Основные особенности коллекции:- Креативный стиль. Одежда подходит для всех возрастов как для повседневной носки, так и для особых случаев;- Уникальные материалы. Используются высококачественные ткани, обеспечивающие комфорт, удобство и долговечность;- Элементы дизайна включают элементы российского триколора, такие как полосы белого, синего и красного цветов. Коллекция «Триколор» привлекает внимание...
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
10.06.2025 16:05 Интервью, мнения
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
Сейчас фольклористы и этнографы из Волгограда работают над съемками масштабного историко-документального фильма о казачьих традициях. Команда проекта пытается детально воссоздать обряд проводов донского казака на военную службу. Фильм получил рабочее название "Проводы казака на службу в станице Луганской". О том, как традиционно провожали на воинскую службу и на войну казаков Дона и Кубани, рассказали заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" кандидат искусствоведения Василий Воронин и ведущий российский исследователь истории и культуры казачества, доктор философских наук, профессор, научный сотрудник лаборатории истории и культуры российского казачества Южного федерального университета Андрей Яровой. — Как выглядел традиционный обряд проводов казака на военную службу? Была ли у него единая структура? В.Воронин: У кубанских...